По результатам проверки законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на строительство и реконструкцию муниципальных общеобразовательных учреждений в рамках муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 — 2032 годы» за 2022-2023 годы и текущий период 2024 года установлено следующее:

В рамках реализации муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 — 2032 годы» на реализацию мероприятий по созданию в ГО «город Якутск» дополнительных мест в общеобразовательных организациях в связи с ростом числа обучающихся, вызванным демографическим фактором, в проверяемый период запланирован ввод 2 новых объектов: «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» на 315 мест со сроком до 31.12.2023 и «Пристрой к МОБУ «СОШ №29» на 350 мест со сроком до 31.12.2024. Для этих целей из государственного бюджета республики бюджету городского округа «город Якутск» предоставлялись межбюджетные субсидии в размере 99% общего объема расходных обязательств в рамках федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Проверкой соответствия мероприятий муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» установлено, что значения показателя (индикатора) «Количество новых мест в объектах общего образования» муниципальной программы «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск»» не взаимоувязаны с мероприятиями и объемами ресурсного обеспечения муниципальной программы.

Проверкой обоснованности планирования расходов на реализацию указанных мероприятий установлено ненадлежащее планирование соответствующих расходов, о чем свидетельствуют следующие факты:

  • при планировании расходов на создание дополнительных мест по объектам «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» и «Пристрой к МОБУ «СОШ №29» не учтена численность обучающихся, так, объемы финансирования по объекту «Пристрой к МОБУ «СОШ №29» значительно больше объемов фактического финансирования объекта «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» на 350 443,6 тыс. рублей или на 61,3%, при этом, численность обучающихся в МОБУ «СОШ №26» составил 1820 обучающихся, в МОБУ «СОШ №29» — 992 обучающихся, что на 828 обучающихся или на 45,5% меньше численности обучающихся МОБУ «СОШ №26»;
  • расходы в рамках реконструкции объекта «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» в сумме 2 733,6 тыс. рублей изначально не были включены в расходные обязательства в рамках исполнения соглашений о предоставлении межбюджетных субсидий между Министерством строительства РС(Я) и Окружной администрации города Якутска, что привело к неэффективным (избыточным) расходам средств бюджета ГО «город Якутск» на сумму 2 716,2 тыс. рублей или 99% расходных обязательств;
  • принятие в 2024 году расходных обязательств исключительно за счет средств местного бюджета ГО «город Якутск» на сумму 1 912,8 тыс. рублей на завершенный строительством объект «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» привело к рискам неэффективного использования бюджетных средств ГО «город Якутск» на сумму 1 893,7 тыс. рублей или 99% расходных обязательств (предстоящие расходы);
  • при разработке проектно-сметной документации в части установки детской игровой площадки на территории объекта «Пристрой к МОБУ СОШ №26» не учтена возрастная группа обучающихся, так, установленные домик-беседка и детский игровой комплекс в большей степени предназначены для детей дошкольного возраста (от 1 до 7 лет).

Проверкой законности и эффективности использования бюджетных средств установлены:

  • факты принятия и оплаты фактически невыполненных работ по установке футбольного поля, поставке скамеек, монтажу приставной лестницы, водостоку и вентиляции объекта «Пристрой к МОБУ «СОШ №26», из которых в ходе контрольного мероприятия устранено 79,2%;
  • неэффективное использование бюджетных средств, выразившееся в не достижении результатов расходования средств на озеленение территории объекта «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» в связи с некачественным выполнением работ по посадке кустарниковых растений и саженцев деревьев, а также недостаточного учета особенностей их дальнейшего содержания (полива) в стадии планирования работ;
  • факты некачественного выполнения подрядчиком строительно-монтажных работ по объекту «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» в части штукатурки, окраски стен и потолков, затирки межплиточных швов, уборки строительного мусора, удаления защитной пленки на оконных рамах, установки потолка на узле ввода объекта и покрытия пола в спортивном зале, установки светильников и др.

Оценка результативности использования бюджетных средств показала, что показатели результативности использования бюджетных средств по объекту «Пристрой к МОБУ «СОШ №26» достигнуты (создано 315 мест), по объекту МОБУ «СОШ №29» срок достижения показателя результативности не истек (на 31.12.2024 план создания на 350 мест). Вместе с тем, реализация данных мероприятий не обеспечит достижение конечного результата документов стратегического планирования ГО «город Якутск» по ликвидации двух сменности системы обучения в общеобразовательных учреждениях, так как, фактическое количество обучающихся в обеих учреждениях с учетом ввода дополнительных мест превысит нормативную вместимость образовательного учреждения в одну смену (мощность объектов) в 1,6 раз.

Кроме того, в рамках реализации мероприятий Программы «50 модульных спортивных залов в школах ДФО», реализуемой Минвостокразвития РФ при поддержке полпреда Дальневосточного федерального округа Юрия Трутнева, Плана социального развития центров экономического роста Республики Саха (Якутия), утвержденного Главой Республики Саха (Якутия) в муниципальную программу «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» были внесены мероприятия по созданию модульных спортивных залов: в 2023 году для нужд МОБУ «СОШ №10» и МОБУ «СОШ №20», в 2024 году для нужд МОБУ «Якутский городской лицей».

В 2023 году осуществлена поставка и установка 2 модульных спортивных залов МОБУ «СОШ №10» и МОБУ «СОШ №20», при этом, предусмотренные муниципальным контрактом закладные детали для крепления баскетбольного щита и волейбольной сетки не были установлены, также условия для беспрепятственного и удобного передвижения маломобильных групп населения (пандусы) не были созданы. Данные виды работ были произведены собственными силами муниципальных общеобразовательных учреждений. Вследствие некачественно произведенных работ, несоответствующих санитарно-эпидемиологическим нормам, объекты введены в эксплуатацию позже установленного срока – весной 2024 года, вместо 10.08.2023. При этом меры по начислению и удержанию неустойки за несвоевременное выполнение поставщиком своих обязательств заказчиком не принимались.

В 2024 году ведутся работы по поставке и установке модульного спортивного зала МОБУ «Якутский городской лицей», за 1 полугодие 2024 года расходы не производились, при этом, имеются риски не достижения результатов к установленному сроку в связи с отставанием поставщиком от графика производства работ. Также индикаторы по реализации данных мероприятий на 2024 год муниципальной программой «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» не установлены.

Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен и утвержден решением Коллегии КСП г. Якутска от 16.08.2024, в соответствии с которым направлены:

информационные письма с приложением отчета в адрес главы ГО «город Якутск», Председателя Якутской городской Думы, Прокуратуры города Якутска;

обращение в адрес Министерства финансов Республики Саха (Якутия) для принятия мер по фактам нарушения законодательства в сфере закупок;

представления для устранения выявленных нарушений (недостатков) в адрес Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска, МКУ «Главстрой» ГО «город Якутск».