Аудиторским направлением контроля расходов бюджета в социальной сфере завершено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение жителей города Якутска и пригородов Якутска стабильным и доступным транспортным обслуживанием в рамках муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска»» за 2021-2022 годы, текущий период 2023 года, проведенное на основании Плана работы КСП г. Якутска на 2023 год.

Объектами контрольного мероприятия явились:

  • главный распорядитель бюджетных средств, предоставляющий из бюджета ГО «город Якутск» субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам: Департамент градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее – Департамент);
  • заказчик по муниципальным контрактам на выполнение регулярных перевозок пассажиров по внутрипоселковому маршруту в с. Кангалассы: Управление администрации микрорайона Кангалассы Окружной администрации города Якутска (далее – Управление администрации Кангалассы);
  • получатели субсидии на возмещение недополученных доходов – перевозчики: МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания» (далее – МУП «ЯПАК»), ООО «Маршрут №14», ООО «Маршрут №20».

По результатам контрольного мероприятия установлено следующее:

Отношения по организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации» (далее – Закон №220-ФЗ).

В соответствии с п. 16 ч. 1 ст. 3 Закона № 220-ФЗ пассажирские перевозки в ГО «город Якутск» осуществляют 19 перевозчиков:

— по пригородным маршрутам регулярных перевозок по регулируемым тарифам МУП «ЯПАК»;

— по нерегулируемым внутригородским маршрутам регулярных перевозок 19 перевозчиков, в том числе: МУП «ЯПАК». При этом, как показала проверка автопарк ООО «Маршрут №14» в количестве 31 ед. или 64,6% и ООО «Маршрут №20» в количестве 20 ед. или 45,5% превышают установленные сроки эксплуатации автобусов (более 11 лет), что является нарушением требований к подвижному составу установленных договорами на выполнение пассажирских перевозок по внутригородским маршрутам регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам.

Наиболее проблемным вопросом организации пассажирских перевозок в ГО «город Якутск» является низкая укомплектованность водителями, так: по данным МУП «ЯПАК» по состоянию на 01.10.2023 укомплектованность водителями составляла 63%, по данным Некоммерческой организации «СОЮЗ АВТО», в которую входят 18 перевозчиков  по нерегулируемым внутригородским маршрутам регулярных перевозок укомплектованность водителями составляет 61%, при этом, наименьшая укомплектованность отмечается по маршрутам №№ 8, 25, 15, 6, 1 от 29 до 50%, наибольшая укомплектованность отмечается по маршрутам №№ 19, 35, 4 от 81-93%. Не укомплектованность водителями сказывается на количество жалоб населения, так, по данным Окружной администрации г. Якутска наибольшее количество жалоб приходится на график и интервал движения автобусов. По результатам опроса населения, проведенного КСП г. Якутска, подавляющее большинство респондентов – 80,2% из 231 участников для улучшения качества транспортного обслуживания предложило увеличение количества рейсов автобусов, а также установления более удобного расписания маршрутов – 39,2% респондентов.

В рамках подпрограммы №4 «Обеспечение жителей города Якутска и пригородов Якутска стабильным и доступным транспортным обслуживанием» муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска» (далее – подпрограмма №4) осуществляются следующие меры обеспечения доступности транспортных услуг для населения ГО «город Якутск»:

  • по регулируемым пригородным пассажирским перевозкам предоставляются субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулирования тарифов по социально значимым пригородным маршрутам регулярного сообщения на территории ГО «город Якутск»;
  • по нерегулируемым внутригородским маршрутам регулярных перевозок установлены льготы на оплату проезда из местного бюджета следующим категориям:

— учащимся с 1-4 классов;

— обучающимся 5-11(12) классов из числа малоимущих семей;

— обучающимся 5-11(12) классов из числа обучающихся в пригородных общеобразовательных организациях, а также проживающих в пригородных районах ГО «город Якутск», но обучающихся не по закрепленной территории ГО «город Якутск»;

— обучающимся 5-11(12) классов из числа семей, в которых родитель (законный представитель) военнослужащий и исполняющий (исполнявший) служебные обязанности в составе Вооруженных сил Российской Федерации;

— военнослужащим — участникам специальной военной операции, а также ветеранам боевых действий специальной военной операции.

При этом, доля учащихся 1-11 классов, подпадающих под льготную категорию, составляет за 2021 год -51,2%, за 2022-52,4%, за 2023 год – 52,5% к общей численности учащихся, что свидетельствует о высокой потребности в предоставлении указанных льгот.

В целях автоматизации организации пассажирских перевозок, обеспечения прозрачности расчетов и фиксации фактической перевозки пассажиров, в том числе: по льготным категориям граждан, на всех регулярных маршрутах пассажирских перевозок ГО «Якутск» с 2011 года внедрена автоматизированная система оплаты проезда (далее – АСОП), которая осуществляет выгрузку всех операций, прошедших в терминалах кондуктора: количество и суммы совершенных безналичных оплат за проезд транспортных карт, учтенных в АСОП, в единую информационную базу.  Перевозчики имеют в АСОП личные кабинеты для получения типовых финансовых и оперативных отчетов, отслеживания работы кондукторов и транспортных средств. Обслуживание АСОП осуществляется специализированным банком АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО на основании лицензионного договора №12/Л от 06.02.2011 за вознаграждение в размере 6% от суммы платежей (с 01.01.2022 года сумма вознаграждения составила 4,5%). Расчет субсидий, предоставляемых в рамках реализации подпрограммы № 4 ведется на основании отчетов, предоставляемых специализированным банком АКБ «Алмазэргиэнбанк» АО, в которых указаны сведения о количестве перевезенных пассажиров по всем транспортным картам, по льготным категориям населения и сумма возмещения недополученных доходов.

Анализ нормативных правовых актов Окружной администрации г. Якутска показал, что в нарушение подп. 13 п. 1 ст. 158 Бюджетного кодекса РФ Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры ненадлежащим образом исполнены бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств по разработке нормативных правовых актов (муниципальных правовых актов), регулирующих бюджетные правоотношения, так:

  1. При разработке и утверждении муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска» в нарушение Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 10.06.2015 № 246-НПА «О стратегическом планировании в городском округе «город Якутск», Порядка разработки и реализации муниципальных программ, утвержденного постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.01.2016 № 11п, и Методических рекомендаций, утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 29.01.2016 № 12п:

— мероприятия, предусматривающие предоставление льготы на проезд отдельным категориям учащихся 5-11 классов не включены в перечень задач подпрограммы № 4;

— в титульном листе муниципальной программы в качестве основания разработки необоснованно указаны решения о бюджете ГО «город Якутск»;

— цели, задачи, ожидаемые результаты подпрограммы №4 не взаимоувязаны со Стратегией социально-экономического развития ГО «город Якутск» до 2032 года. Обоснование разработки, утверждения и реализации подпрограммы №4 не закреплены Стратегией СЭР до 2032 года и иными нормативными правовыми актами РФ, РС(Я), ГО «город Якутск».

  1. по 6 видам субсидий, предоставляемым в рамках подпрограммы №4, в проверяемый период действовали 8 порядков предоставления субсидии, из которых:

2.1. Порядок предоставления субсидии на возмещение недополученных доходов, возникающих в результате регулирования тарифов при выполнении перевозок пассажиров по социально значимым пригородным маршрутам регулярного сообщения на территории ГО «город Якутск», утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 05.06.2019 №151п, не соответствует требованиям Закона №220-ФЗ, Общим требованиям к НПА, утвержденным постановлением Правительства РФ от 18.09.2020 №1492, Положения по организации транспортного обслуживания населения, утвержденного постановлением Окружной администрацией г. Якутска от 22.12.2016 №355п, так:

— осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам с 15.07.2022 должна обеспечиваться только заключением контрактов в соответствии с законодательством в сфере закупок, субсидирование не предусматривается Законом №220-ФЗ. В результате, субсидии МУП «ЯПАК» были представлены без заключения муниципального контракта на организацию регулярных перевозок по регулируемым тарифам необоснованно предоставлены;

— перечень социально значимых пригородных маршрутов, по которым субсидируется недополученные доходы в связи с регулированием тарифов, не закреплен нормативными правовыми актами ГО «город Якутск», субсидии МУП «ЯПАК» предоставлялись в отсутствии утвержденного Окружной администрацией г. Якутска перечня социально значимых пригородных маршрутов;

— необоснованно включено положение, предусматривающее определение получателя субсидии в соответствии с решением о бюджете ГО «город Якутск» на соответствующий финансовый год и плановый период без проведения отбора;

2.2. Установлены коллизии в порядках предоставления субсидии в части:

— противоречий цели предоставления субсидии в виде возмещения затрат и, одновременно, возмещения недополученных доходов (1 случай);

— указания в наименование порядков получателем субсидии только «юридических лиц» без включения индивидуальных предпринимателей — производителей товаров, работ, услуг согласно п. 1 ст. 78 БК РФ (2 случая);

— включения в перечень документов, подтверждающих недополученные доходы, документов, которые по существу не требуются для возмещения недополученных доходов (3 случая), в том числе: справки о продаже проездных билетов и анализа счета 90.01.1 «Доходы от основной деятельности» (3 случая). В результате установления указанных требований порядками получателями субсидии были предоставлены неполный пакет документов;

— включения в перечень документов, подтверждающих недополученные доходы дублирующих документов в части справок, предоставленной банком, обслуживающим автоматизированную систему оплаты проезда (далее – АСОП), так, в одном случае предметом справки является сведения об объеме выполненных перевозок по видам поступивших доходов в разрезе маршрутов, в другом случае требуется справка без определения его предмета (2 случая);

— в 4 порядках предусмотрены виды расходов в качестве направления недополученных доходов, которые устанавливаются при предоставлении субсидии на возмещении затрат либо на финансовом обеспечении затрат;

2.3. Порядками предоставления субсидии по регулярным внутригородским перевозкам по нерегулируемым тарифам не установлены порядок и условия согласования с перевозчиками льготы на проезд в соответствии с требованиями, установленными ч. 1 ст. 20 Закона № 220-ФЗ, также данными порядками не определен перечень документов, подтверждающих соответствие участника отбора установленным требованиям.

Проверкой законности и эффективности целевого использования бюджетных средств установлено, что в нарушение подп. 1 и 10 п. 1 ст. 158 БК РФ Департаментом градостроительства и транспортной инфраструктуры ненадлежащим образом исполнены бюджетные полномочия главного распорядителя бюджетных средств по обеспечению результативности, адресности и целевого характера использования бюджетных средств, что привело к:

— неверному расчету размера субсидии на возмещение недополученных доходов перевозчикам, осуществляющим бесплатную перевозку учащихся 1-4 классов на автобусных городских и пригородных маршрутах ГО «город Якутск» в результате применения при расчете субсидии усредненного тарифа для населения, а не тарифа для населения в размере 21 рубль, установленного постановлениями Окружной администрации г. Якутска;

— не применению штрафных санкций за не достижение получателем субсидии значений результатов предоставления субсидии при отсутствии документального подтверждения наступления обстоятельств непреодолимой силы, воспрепятствовавших достижению значений результатов и показателей предоставления субсидии.

Проверкой достижения показателей (индикаторов) подпрограммы №4 выявлено:

  • установление некорректных плановых значений по 2 индикаторам, которые не учитывают количество ездок;
  • несоответствие данных по достижению индикаторов за 2021-2022 годы с отчетными данными получателей бюджетных средств в рамках подпрограммы № 4;
  • анализ достижения показателей подпрограммы №4 показал, что достигнутые значения показателей не согласованы с объемами бюджетных ассигнований, предусмотренных из бюджета ГО «город Якутск». Так, в соглашениях не установлены показатель и значение результата предоставления субсидии (кроме субсидии на возмещение недополученных доходов в связи с регулированием тарифов по социально значимым маршрутам).

Кроме того, в ходе контрольного мероприятия установлено ежегодное низкое освоение бюджетных ассигнований на социальную выплату студентам очной формы обучения, проживающим в пригородных населенных пунктах, по процессному мероприятию «Бесплатная перевозка студентов, проживающих в пригородных населенных пунктах».  По данным Территориальных управлений низкое освоение средств связано с сокращением численности указанной категории студентов и заявительным характером предоставления социальной выплаты.

Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен и утвержден решением Коллегии КСП г. Якутска, в соответствии с которым направлены информационные письма об итогах контрольного мероприятия с приложением отчета в адрес главы ГО «город Якутск» и Председателя Якутской городской Думы, объектам контрольного мероприятия направлены представления для устранения выявленных нарушений и недостатков.