Информация о результатах контрольного мероприятия «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности учреждений образования в рамках муниципальной программы «Развитие образования городского округа «город Якутск» на 2020-2024 годы» за 2021-2022 годы, текущий период 2023 года»
Аудиторским направлением контроля расходов бюджета в социальной сфере завершено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий по обеспечению безопасности учреждений образования в рамках муниципальной программы «Развитие образования городского округа «город Якутск» на 2020-2024 годы» за 2021-2022 годы, текущий период 2023 года», проведенное на основании Плана работы КСП г. Якутска на 2023 год.
Объектами контрольного мероприятия выступили: Управление образования Окружной администрации города Якутска и муниципальные образовательные учреждения.
Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен и утвержден решением Коллегии КСП г. Якутска от 16.10.2023 № 8-1. По результатам контрольного мероприятия установлено следующее.
В проверяемый период реализация указанных полномочий по обеспечению безопасных условий учреждений образования в соответствии с Федеральным законом №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и Федеральным законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», а также их ресурсное обеспечение осуществлялся в рамках муниципальной программы «Развитие образования городского округа «город Якутск». Так, муниципальной программой предусмотрены мероприятия по:
пожарной безопасности, по которой проведены работы по монтажу и ремонту пожарной сигнализации и системы оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре;
антитеррористической безопасности, по которой проведены работы по монтажу и ремонту охранной сигнализации, системы видеонаблюдения, устройству ограждения территории, установке домофона.
В соответствии с муниципальной программой, Положением об Управлении образования Окружной администрации города Якутска ответственным исполнителем и главным распорядителем бюджетных средств являлось Управление образования Окружной администрации города Якутска, в ведомственном подчинении которого находится 120 муниципальных учреждений образования, в том числе:
53 общеобразовательных учреждения, за которыми закреплены 60 объектов;
62 учреждения дошкольного образования, за которыми закреплены 83 объектов;
5 учреждений дополнительного образования, за которыми закреплено 9 объектов.
В рамках реализации мероприятий по обеспечению безопасности учреждений образования в соответствии с решениями о бюджете ГО «город Якутск» бюджетные ассигнования предусмотрены на закупку товаров, работ и услуг в общем объеме 75,6% и предоставление субсидии бюджетным учреждениям на иные цели в общем объеме 24,4%.
Контрольным мероприятием установлено, что планирование проведения мероприятий по пожарной и антитеррористической безопасности в объектах муниципальных образовательных учреждений Управлением образования не систематизировано.
Анализ нормативных правовых актов, регулирующих реализацию мероприятий по обеспечению безопасности учреждений образования показал, что при разработке и реализации муниципальной программы значения показателей (индикаторов) муниципальной программы установлены в заведомо заниженных объемах и не согласованы с объемами ресурсного обеспечения. Так, плановые показатели на 2021 год составили 17 ед., что меньше фактического значения на 10 ед. или на 37,1%, плановые показатели на 2022 год составили 17 ед., что меньше фактического значения на 35 ед. или на 67,3% и меньше значений согласно Плану мероприятий по реализации муниципальной программы на 2022 год на 16 ед. или на 48,5%, плановые показатели на 2023 год составили 11 ед., что на 35,3% меньше значения показателей, установленных на 2021-2022 годы. Вместе с тем, при значительном занижении значений плановых показателей объем бюджетных ассигнований ежегодно увеличивался, в 2022 году — в 4,6 раз в сравнении с 2021 годом, в 2023 году — на 33,5% в сравнении с 2022 годом. Также, в нарушение ст. 78.1 Бюджетного кодекса РФ в 2021 году субсидии на обеспечение пожарной безопасности были представлены 5 получателям без муниципального правового акта, устанавливающего порядок их предоставления, соответствующий порядок был утвержден постановлением Окружной администрации города Якутска от 14.03.2022 № 50п.
Анализ полноты реализации бюджетных полномочий главным распорядителем бюджетных средств показал, что в нарушение ст. 158 Бюджетного кодекса Управлением бюджетные полномочия ГРБС исполнялись ненадлежащим образом в части ведения реестра расходных обязательств, планирования расходов бюджета ГО «город Якутск», обеспечения соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка их предоставления.
Проверкой соблюдения требований при проведении отбора получателей субсидии установлено, что субсидии на обеспечение пожарной и антитеррористической безопасности 30 учреждениям за 2022-2023 годы без проведения конкурсного отбора, истребования с получателей полного пакета необходимых документов и расчета размера субсидии в установленном порядке.
Проверка заключенных соглашений о предоставлении субсидий на иные цели показала, что в нарушение Порядка, утвержденного постановлением Окружной администрации города Якутска от 14.03.2022 № 50п, соглашениями не установлены значения результатов предоставления субсидии, план мероприятий по достижению результатов предоставления субсидии, а также форма его исполнения. Сроки предоставления отчетов о расходах указаны не в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Окружной администрации города Якутска от 14.03.2022 № 50п, и типовой формой соглашения, утвержденной Департаментом финансов Окружной администрации города Якутска. Также в 2022 году между Управлением образования и 2 получателями несвоевременно заключены соглашения о предоставлении субсидии.
По результатам контрольного мероприятия в 6 муниципальных учреждениях установлено, что всеми 6 учреждениями в нарушение Порядка №50п не направлялись заявки на получение целевой субсидии в Управление образования, экономический расчет определения объема целевой субсидии с приложениями необходимых документов не составлялись, кроме того 4 получателями субсидии не направлялись сведения об операциях с целевыми субсидиями (ф. 0501016). Также установлены 2 случая нецелевого использования субсидии, выразившееся в принятии и оплате фактически невыполненных работ, которые устранены в ходе контрольного мероприятия, 2 случая неэффективного использования субсидии, выразившееся в завышении цен на оборудования системы видеонаблюдения и в неиспользовании закупленного оборудования системы охранной сигнализации (нарушение устранено в ходе контрольного мероприятия).
Выборочной проверкой соблюдения законодательства в сфере закупок установлено: 1 случай нецелевого расходования Управлением образования бюджетных средств, выразившееся в принятии и оплате фактически невыполненных работ при устройстве ограждений, 7 случаев нарушения в части неосуществления заказчиками экспертизы результатов исполнения обязательств, 2 случая нарушение в части отсутствия обоснования начальной (максимальной) цены контракта, 1 случай нарушения договорных обязательств в части просрочки оплаты за техническое обслуживание системы видеонаблюдения.
Проверка своевременности и обоснованности учета муниципального имущества показала, что в 6 учреждениях в нарушение законодательства в сфере бухгалтерского учета не организован учет оборудований, установленных в рамках проведения мероприятий по безопасности учреждений, в том числе: систем видеонаблюдения, пожарной сигнализации, охранной сигнализации, ограждений как объектов основных средств.
Анализ достоверности и полноты достижения целевых показателей (индикаторов) муниципальной программы показал, что оценка эффективности муниципальной программы проведена по недостоверным сведениям, так, фактическое исполнение превышает значения, отраженные в сводных годовых докладах об оценке мунпрограмм за 2021 год на 1 ед. или на 4,3% (в докладе 23 ед. при фактическом исполнении 24 ед.) при освоении средств в размере 98,1%, за 2022 год на 35 ед. или в 3 раза (в докладе 17 ед. при фактическом исполнении 52 ед.) при освоении средств в размере 98,8%, что явилось нарушением Порядка проведения оценки эффективности муниципальных программ № 11п и Методических указаний по разработке мунпрограмм №12п.
В соответствии с решением Коллегии КСП г. Якутска от 16.10.2023 № 8-1 в адрес главы ГО «город Якутск» Григорьева Е.Н. и Председателя Якутской городской Думы Семенову А.Н. направлены информационные письма с приложением отчета, всем объектам контрольного мероприятия направлены представления для устранения выявленных нарушений и недостатков.