На основании плана работы Контрольно-счетной палаты г. Якутска на 2024 год проведено контрольное мероприятие «Проверка законности и эффективности использования средств, выделенных из Резервного фонда Окружной администрации г. Якутска на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий за 2022-2023 годы и текущий период 2024 года».

Проведенная проверка позволяет сделать вывод о том, что в целом средства, выделенные из Резервного фонда Окружной администрации г. Якутска на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (далее Резервный фонд ЧС) использованы в соответствии с целями предоставления, так, основная часть приходится на противопожарные мероприятия в сумме 26 503,0 тыс. рублей или 25,5% от общего объема расходов, на мероприятия по пропуску талых вод — 16 934,2 тыс. рублей или 16,3%, на мероприятия по отлову безнадзорных собак — 16 542,7 тыс. рублей или 15,9%, на мероприятия по защите от паводка — 14 101,6 тыс. рублей или 13,6%.

Вместе с тем, проведенной проверкой установлены следующие нарушения и недостатки:

— в 2022 году допущено нецелевое использование средств Резервного фонда ЧС на сумму 148,0 тыс. рублей в виде оплаты обучения 37 человек в ГАУ ДПО «Высшая школа инновационного менеджмента при Главе Республики Саха (Якутия)», тогда как, расходы на обучение отсутствуют в исчерпывающем перечне направления средств Резервного фонда ЧС;

— значительный объем средств Резервного фонда ЧС ежегодно направляется на создание запасов песка и щебня для обеспечения готовности к пропуску паводковых вод и пожароопасному сезону, а также, на дежурство специальной техники во время прохождения паводковых вод, которые должны организовываться заблаговременно в плановом порядке. Так, на указанные расходы направлено в 2022 году — 27,4% от расходов Резервного фонда ЧС, в 2023 году — 34,7%, за 10 месяцев 2024 года — 68,2%;

—  отсутствует регламентация временных рамок процесса взаимодействия структурных подразделений Окружной администрации г. Якутска при выделении средств из Резервного фонда ЧС, в результате чего в отдельных случаях выделении средств занимает более 2 месяцев;

— в распоряжениях Окружной администрации г. Якутска целевое назначение использования средств Резервного фонда ЧС указывается в виде обобщенного направления без детализации расходов и указания временных рамок, что позволяет направлять выделенные средства на текущие расходы учреждений в рамках обобщенного направления, не связанных с повышенной готовностью и чрезвычайной ситуацией;

— в нормативно-правовых документах не установлен порядок и сроки возврата получателями неиспользованных остатков средств в нераспределенную часть Резервного фонда ЧС. В результате, ежегодно неиспользованные остатки средств, потребность в использовании которых отсутствовала, числятся на лицевых счетах получателей средств до конца финансового года.

Коллегией Контрольно-счетной палаты г. Якутска утвержден отчет о результатах контрольного мероприятия и направлены:

информационные письма с приложением отчета для сведения в адрес Председателя Якутской городской Думы, главы городского округа «город Якутск»;

информационное письмо с приложением отчета в адрес Прокуратуры г. Якутска в рамках соглашения о взаимодействии от 25.03.2024;

представления для принятия мер в адрес Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска, Управления по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности Окружной администрации г. Якутска.