Аудиторским направлением контроля расходов бюджета в социальной сфере завершено экспертно-аналитическое мероприятие «Оценка организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных организациях за 2022-2023 годы и текущий период 2024 года», проведенное на основании Плана работы КСП г. Якутска на 2024 год.

Организация питания обучающихся образовательных учреждений неразрывно связана с учебным процессом и является неотъемлемой его составной частью, которая закреплена федеральным и региональным законодательством.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия установлено, что в целом Управлением образования Окружной администрации г. Якутска и муниципальными общеобразовательными организациями приняты меры по обеспечению питания школьников в соответствии с требованиями законодательства в сфере образования. При этом имеется ряд системных проблем, связанные с несовершенством нормативно-правовой базы организации питания обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях ГО «город Якутск», переполненностью городских школ, материально-технологическим оснащением столовых, кадровым обеспечением и т.п.

Всего по ГО «город Якутск» осуществляют свою деятельность 53 общеобразовательных организаций, общая численность обучающихся: на 2021-2022 учебный год – 49 520 чел., на 2022-2023 учебный год – 51 440 чел., на 2023-2024 учебный год – 53 938 чел. При этом, отмечается ежегодное увеличение как численности обучающихся (прирост в 2023-2024 учебном году к 2021-2022 учебному году на 8,9%), так и доли соотношения к численности населения РС(Я): с 5% в 2021-2022 учебном году до 5,4% в 2023-2024 учебном году, а также населения ГО «город Якутск»: с 13,3% в 2021-2022 учебном году до 14,2% в 2023-2024 учебном году.

 

 

Практически по всем общеобразовательным организациям наблюдается переполненность, в отдельных образовательных учреждениях отклонение от нормативной вместимости от фактического количества обучающихся в одну смену составляет в 3,1 — 4 раза.

Высокий уровень переполненности муниципальных общеобразовательных учреждений создает риски ненадлежащего исполнения этими учреждениями требований по организации школьного питания.

Организация питания в 46 учреждениях или 86,8% осуществляется сторонними организациями, собственные столовые имеют 7 учреждений или 13,2%. С начала 2023-2024 учебного года поставку горячего питания в 5 учреждениях осуществляет МАУ «Центр ресурсного обеспечения муниципальных образовательных учреждений» ГО «город Якутск» (далее – МАУ «ЦРО МОУ»).

За счет бюджетных ассигнований финансируется питание обучающихся начальных классов (с 1 по 4 классы) и обучающихся, отнесенных к льготной категории (5-11 классы). В соответствии с решениями Якутской городской Думы и Окружной администрации г. Якутска к льготникам отнесены 13 категорий – это: дети с ограниченными возможностями здоровья, дети из многодетных семей, дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети из числа малоимущих семей, дети из семей участников СВО и т.п.

Расходы на питание обучающихся начальных классов осуществляются за счет средств субсидии из госбюджета республики в размере 89% и местного бюджета в размере 11%.

Расходы на питание обучающихся льготной категории осуществляется за счет средств местного бюджета.

Увеличение с 2023 года объемов бюджетных ассигнований обучающихся льготной категории связано с добавлением новых льготных категорий, ростом численности обучающихся и увеличением стоимости нормы питания на 1 обучающегося в день (с 80,0 рублей до 103,8 рублей).

Анализ состояния нормативно-правового регулирования организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных организациях показал, что:

  • действующее с начала 2022-2023 учебного года Положение об организации школьного питания, утвержденное постановлением ОА г. Якутска от 14.10.2022 №313п, имеет недостатки в части: не соответствия количеству льготных категорий обучающихся, установленных решением Якутской городской Думы от 07.09.2022 №532-НПА, отсутствия порядка обеспечения питанием начальных классов, отсутствия порядка финансирования мероприятий по организации школьного питания за счет бюджетных средств, включения положения по ежегодному согласованию ассортимента питания Управлением Роспотребнадзора по РС(Я) перед началом учебного года в отсутствии у него таких полномочий;
  • расчеты целевой субсидии, предоставляемой Управлением образования ОА г. Якутска муниципальным общеобразовательным учреждениям на обеспечение питанием обучающихся начальных классов, учитывают только плановое количество дето-дней, которое значительно ниже фактического количества учебных дней в году по разным объективным причинам: незапланированные каникулы в связи с введенными карантинами и актированными днями, пропуски занятий детьми, связанное с заболеванием, закрытие школ для проведения различных мероприятий и т.д. В результате, занижается стоимость питания 1 обучающегося в день и ежегодно муниципальными общеобразовательными учреждениями не в полной мере осваиваются доведенные объемы целевых субсидий. Проведенным анализом в других муниципальных образованиях субъектов РФ в ДФО (г. Хабаровск, г. Благовещенск, г. Улан-Удэ) установлено, что распределение субсидии из федерального бюджета бюджетам указанных субъектов РФ осуществляется с учетом потребительской корзины каждого субъекта РФ, который ниже уровня потребительской корзины РС(Я). При этом, в указанных муниципальных образованиях (кроме г. Благовещенск) стоимость питания 1 обучающегося начальных классов превышает соответствующую стоимость, установленный в ГО «город Якутск»;

Размер стоимости нормы питания в столицах субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе:

Стоимость потребительской корзины согласно данным статистики за декабрь 2023 года:

  • при определении стоимости питания обучающихся льготной категории не учитывается потребность по качеству (калорийности) и выходу рациона питания обучающегося в соответствии с их возрастной категории, что не соответствует санитарно-эпидемиологическими нормам. Так, стоимость питания обучающегося льготной категории несмотря на возраст (5-11 классы) меньше установленной стоимости питания обучающегося начальных классов на 1,06 рублей или на 1% (104,86 рублей для начальных классов против 103,8 рублей для льготной категории). При этом, меню для всех обучающихся учреждений устанавливается независимо от категории обучающегося (начальный класс, льготная категория). Анализ практики установления организации питания для льготной категории школьников за счет местных бюджетов показал, что ГО «город Якутск» имеет низкий размер стоимости питания школьников льготной категории при высокой потребительской корзине, чем в анализированных городах:

Размер стоимости нормы питания в столицах субъектов РФ в Дальневосточном федеральном округе:

  • анализ муниципальной программы «Развитие образования ГО «город Якутск», утвержденной постановлением ОА г. Якутска от 29.12.2022 №451п, в рамках реализации которой обеспечивается финансовое обеспечение организации питания, показал, что обеспечение питанием как льготной категории, так и начальных классов не выделены как отдельное мероприятие, по ним также отсутствуют соответствующие значения индикаторов;
  • в настоящее время продолжают свое действие правовые акты, принятые ОА г. Якутска, регулирующие вопросы организации школьного питания, которые не соответствуют действующему законодательству либо разработаны по утратившим силу нормам.

Оценкой результатов организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных организациях городского округа «город Якутск» установлено:

  • несоответствие количества технологических оборудований столовых установленным санитарно-эпидемиологическим правилам и нормам. При этом, имеющиеся на балансе учреждений оборудования имеют высокую степень от 70% до 100% зафиксирован по 37 объектам, от 19% до 58% по 10 объектам, что также увеличивает потребность в финансовых средствах. Наряду с этим, выявлено ненадлежащие учет и использование учреждениями закрепленного оборудования: в отдельных случаях передача имущества происходит без согласования собственника муниципального имущества, не проставляются инвентарные номера;
  • несоответствие количества посадочных мест нормативной вместимости столовых, что ведет к рискам ненадлежащего исполнения полномочий по обеспечению питанием школьников учитывая факты переполненности образовательных учреждений и высокой доли численности обучающихся, которым предоставляется бесплатное питание (начальные классы и льготные категории);
  • рацион питания как фактического, так и типового меню учреждений не соответствует примерному 24-дневному меню по выходу объема блюд из типового меню для определенной возрастной категории, по данным Федерального центра мониторинга питания обучающихся ежедневное меню составляются учреждениями с отступлением от требований санитарно-эпидемиологических норм;
  • во многих учреждениях не обеспечено соответствие количества работников пищеблока установленным требованиям СанПиН 1.2.3685-21 в сторону уменьшения. Также установлена недоукомплектованность штатной численности работников МАУ «ЦРО МОУ», обеспечивающего централизованное питание 5 учреждений по причинам: низкой заработной платы (в пределах МРОТ), нехватка квалифицированных специалистов в сфере питания, что влияет на большую нагрузку работников пищеблока;
  • общеобразовательными учреждениями не всегда придерживаются требования к структуре сайта в части организации школьного питания, так, не выкладывается информация по ежедневному меню, формы обратной связи для родителей, обучающихся и ответы на вопросы родителей по питанию, сведения об организаторах питания и т.д. Вместе с тем, отмечается положительная практика внедрения электронного сопровождения организации питания школьников на базе МАОУ «СОШ №39». Используемый школой сервис по автоматизации школьного питания «Personeka» обеспечивает прозрачность и оперативность процесса организации питания.

Отчет о результатах экспертно-аналитического мероприятия рассмотрен и утвержден решением Коллегии КСП г. Якутска, в соответствии с которым направлены информационные письма с предложениями в адрес:

  • Якутской городской Думы;
  • Окружной администрации г. Якутска;
  • Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска;
  • Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации г. Якутска;
  • Управления образования Окружной администрации г. Якутска.

Аналогичное мероприятие проводится отдельными членами Союза муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия), обобщение материалов по результатам общереспубликанского мероприятия планируется во 2 полугодии текущего года.