Аудиторским направлением контроля расходов в социальной сфере завершена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на обеспечение деятельности детских школ искусств в рамках муниципальной программы «Культура городского округа «город Якутск» за 2022-2023 годы и текущий период 2024 года.

Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен и утвержден на 12-й Коллегии Контрольно-счетной палаты г. Якутска.

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с пунктом 2.6 Плана работы КСП г. Якутска на 2024 год.

Объектами контрольного мероприятия явились: главный распорядитель бюджетных средств – Управление культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутска (далее – Управление культуры ОА г. Якутска) и 5 муниципальных учреждений дополнительного образования:

  • МБУ ДО «Детская школа искусств №1» ГО «город Якутск» (далее – ДШИ №1);
  • МБУ ДО «Детская школа искусств №2» ГО «город Якутск» (далее – ДШИ №2);
  • МБУ ДО «Детская художественная школа им. Ким Л.А.» ГО «город Якутск» (далее – ДХШ им. Ким Л.А.);
  • МБУ ДО «Детская школа искусств с. Хатассы» ГО «город Якутск» (далее – ДШИ с. Хатассы);
  • МБУ ДО «Детская школа искусств c. Табага» ГО «город Якутск» (далее – ДШИ с. Табага).

В соответствии с Основами законодательства Российской Федерации о культуре, принятыми Верховным Советом РФ от 09.10.1992 №3612-1, Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», порядками осуществления образовательной деятельности, утвержденной Минпросвещения России деятельность детских школ искусств направлена на выявление одаренных детей в раннем возрасте, создание условий для их художественного образования и эстетического воспитания, приобретения ими знаний, умений, навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления их подготовки к получению профессионального образования в области искусств. Для этих целей соответствующие учреждения в области искусств реализуют программы дополнительного предпрофессионального образования и дополнительные общеразвивающие программы.

В ГО «город Якутск» осуществляют свою деятельность 5 учреждений. Общий охват детей школьного возраста дополнительными образовательными программами в области искусств составил: на 2022 год 1 720 чел. или 3,3%, на 2023 год 1 775 чел. или 3,3%, на 2024 год 1 813 чел. или 3,2%. Рост численности обучающихся в 2024 году в сравнении с 2022 годом на 93 ед. или на 5,4%. Вместе с тем, в зависимости от численности населения в муниципальном образовании рекомендуемый письмом Министерства образования и науки РФ от 04.05.2016 №АК-15/02ВН охват детей должен составить 12% вместо ежегодных 3,3%.

Между тем, неудовлетворенная потребность населения в получении дополнительных образовательных услуг в области искусств отражается в информации по зачислению детей в 1 класс муниципальных учреждений дополнительного образования, так, средний процент зачисления обучающихся в 1 класс составляет всего 27,2%, соответственно, за проверяемый период не удовлетворена потребность в среднем 72,8% или 1 293 детей (от 1 176 детей до 1 410 детей).

Финансовое обеспечение деятельности детских школ искусств за проверяемый период осуществлялось в рамках реализации мероприятий муниципальной программы «Культура городского округа «город Якутск», оценкой которой установлено, что в нарушение Нормативного правового акта Якутской городской Думы от 10.06.2015 №246-НПА «О стратегическом планировании в городском округе «город Якутск», Порядка и методических указаний по разработке и реализации муниципальных программ ГО «город Якутск» цели, задачи, мероприятия и индикаторы соответствующей подпрограммы не согласованы со Стратегией социально-экономического развития ГО «город Якутск» до 2032 года и финансовым обеспечением реализации подпрограммы поскольку цели, задачи, мероприятия и индикаторы предусматривают деятельность только в области музыкального искусства и не учитывают весь спектр деятельности муниципальных детских школ искусств, а именно: в области хореографического, изобразительного и театрального искусств.

Проверка планирования, утверждения и исполнения расходных обязательств бюджета ГО «город Якутск» на финансовое обеспечение деятельности детских школ искусств установила ряд системных нарушений и недостатков, в том числе:

1)         при формировании муниципального задания на оказание муниципальных услуг и определении объемов его финансового обеспечения за проверяемый период в нарушение бюджетного законодательства, порядков формирования муниципального задания и определения нормативных затрат:

  • субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на общую сумму 1 029 199,0 тыс. рублей представлялись муниципальным учреждениям в отсутствии обоснования расчетов размера субсидии, т.к. значения базовых нормативных затрат не утверждены распоряжениями Окружной администрации г. Якутска, на основе которых формируются нормативные затраты муниципальной услуги для дальнейшего определения размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания;
  • муниципальные задания муниципальным образовательным учреждениям сформированы без показателей, характеризующих объем (содержание) муниципальной услуги (работы), так как, при расчете плановых значений человеко-часов применялись разные некорректные показатели в зависимости от учреждения и года предоставления субсидии. Вместе с тем, затраты на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания затрагивают все расходы текущего характера учреждения – от зарплаты педагогических работников до уборки помещений, поэтому в расчете объемного показателя по человеко-часам должны включаться учебная нагрузка обучающихся по обучающей программе в учебный год и количества обучающихся и групп обучающихся;
  • показатели муниципального задания на 2022-2024 годы сформированы в отсутствии взаимосвязи с объемами их финансового обеспечения, так как, расчет размера субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания производился по некорректному показателю муниципальной услуги;
  • единые нормативные затраты на 2022 год по учреждениям, утвержденные приказом Управления культуры ОА г. Якутска от 09.09.2021, установлены без учета видов муниципальных услуг (фортепиано, струнные инструменты, духовые и ударные инструменты и т.д.). На 2023-2024 годы нормативные затраты на оказание (выполнение) муниципальными учреждениями культуры ГО «город Якутск» муниципальных услуг (работ) отсутствуют;
  • при определении размера затрат на уборку помещений расчет произведен по некорректным показателям без учета полезной площади помещений, производственного календаря рабочих дней в году, учебных и каникулярных дней согласно обучающей программе, санитарно-эпидемиологических требований, что привело к завышению расчетного размера соответствующих затрат на общую сумму 2 483,2 тыс. рублей. Также при расчете расходов на услуги по охране здания расчет произведен без учета каникулярного времени, более того, в 2024 году общее количество часов охраны помещений необоснованно увеличился на 73,9-83,6%%, а тариф за 1 час по услугам охраны уменьшился на 45,4%-73,9%, что привело к увеличению расходов по охране помещений. Анализ сопоставления расходов по аутсорсингу и при включении в штатную численность работников учреждений, проведенный Управлением культуры показал, что по охране здания экономия средств составит на 5 038,5 тыс. рублей, при этом, по уборке помещений перерасход составит 16 095,1 тыс. рублей;
  • в 2022 году без изменения муниципального задания необоснованно уменьшены субсидии на общую сумму 1 354,7 тыс. рублей 2 муниципальным учреждениям для дальнейшего его распределения другим учреждениям, тогда как, уменьшение субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания согласно бюджетному законодательству возможно только при соответствующем изменении муниципального задания либо изменении нормативных затрат;
  • соглашения о предоставлении субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания не содержат право учредителя определять возможные отклонения от установленных показателей, в пределах которых муниципальное задание считается выполненным, проводить проверки муниципального задания, обязанность учреждения предоставить отчеты, условия перечисления средств субсидии в случае не достижения показателей муниципального задания за не оказанные услуги;
  • с 2024 года муниципальные заданиями не установлены показатели, характеризующие качество муниципальных услуг. До 2024 года таким показателем значилось количество обучающихся, которое отменено по результатам проверки Контрольно-ревизионного управления ОА г. Якутска в 2023 году в связи с его несоответствием общероссийскому базовому (отраслевому) перечню (классификатору) государственных и муниципальных услуг, оказываемых физическим лицам. Другие качественные показатели не установлены. Вместе с тем, муниципальные задания детских школ искусств других субъектов РФ предусматривают различные качественные показатели муниципальных услуг в части сохранности контингента обучающихся, качества освоения образовательных программ, участия в творческих мероприятиях, уровня удовлетворенности услугами и т.п. Установление подобных качественных показателей муниципального задания позволило бы характеризовать качественные результаты использования программных бюджетных средств.

2)      при расходовании средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания в нарушение бюджетного законодательства допущено:

  • нецелевое использование двумя подведомственными учреждениями средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на общую сумму 1 371,4 тыс. рублей, выразившееся в оплате расходов, которые не относятся к нормативным затратам на оказание муниципальных услуг и которые должны быть оплачены за счет субсидии на иные цели, в том числе: 871,5 тыс. рублей по ДШИ №1 за счет оплаты расходов по монтажу системы громкой связи в рамках реализации мероприятий по антитеррористической и противопожарной безопасности и расходов по разработке сметной документации по капитальному ремонту здания, 499,0 тыс. рублей по ДШИ №2 за счет оплаты расходов по установке и настройке пульта управления системой речевого оповещения в рамках реализации мероприятий по антитеррористической и противопожарной безопасности;
  • неэффективное использование средств субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг на общую сумму 7 162,7 тыс. рублей, выразившееся в распределении затрат на уборку помещений и на оказание охранных услуг на другие статьи затрат в результате расчета субсидии по завышенным и некорректным показателям, в том числе: 2 428,6 тыс. рублей по ДШИ №1, 5 086,7 тыс. рублей по ДШИ с. Хатассы, а также уплате пеней и штрафов по налогам и сборам, административного штрафа за нарушение трудового законодательства на сумму 165,6 тыс. рублей;
  • Управлением культуры ОА г. Якутска не приняты меры по перечислению получателями субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг в бюджет ГО «город Якутск» при не достижении ими показателей объема муниципального задания и, соответственно, за не оказанные услуги согласно порядкам формирования муниципального задания. При этом, невозможно установить объем субсидии, подлежащей перечислению в бюджет ГО «город Якутск» вследствие отсутствия взаимоувязки объемов субсидии с показателями муниципального задания и установлением некорректных показателей муниципального задания, а также отсутствием соответствующих условий в соглашениях;
  • отчеты о выполнении муниципальных заданий составлены учреждениями по квартально без нарастающего итога, что не сопоставимо с установленными муниципальными заданиями показателями, которые утверждены на год.

3) при предоставлении и использовании средств субсидии на иные цели в нарушение бюджетного законодательства допущено:

  • Управлением культуры ОА г. Якутска за счет бюджетных ассигнований на предоставление субсидии на иные цели необоснованно представлены подведомственным учреждениям дополнительного образования субсидии на иные цели на общую сумму 1 843,4 тыс. рублей, не предусмотренные порядком определения объема и условий предоставления субсидий, а именно: на обеспечение антитеррористической и общественной безопасности;
  • Порядком определения объема и условий предоставления субсидии на иные цели необоснованно предусматривались расходы по приобретению особо ценного объекта движимого имущества за счет субсидии на иные цели, при том, что финансовое обеспечение данных расходов обеспечивалось в составе субсидии на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания до 17.08.2023. С 17.08.2023 данные расходы были исключены в связи с изданием нового Порядка №226п.

По результатам контрольного мероприятия в соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Якутска направлены:

  • информационные письма с приложением отчета в адрес: Председателя Якутской городской Думы, главы городского округа «город Якутск», Контрольно-ревизионного управления Окружной администрации города Якутска и Прокуратуры города Якутска в рамках соглашения о взаимодействии;
  • представления для устранения выявленных нарушений в адрес Управления культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутска, а также получателей субсидий: ДШИ №1, ДШИ №2, ДХШ им. Ким Л.А., ДШИ с. Хатассы, ДШИ с. Табага.

Кроме того, в рамках осуществления полномочий КСП г. Якутска по фактам нарушения порядка формирования муниципального задания и нецелевого использования в отношении должностных лиц будут составлены протоколы об административных правонарушениях в соответствии со ст. 15.15.15 и ст. 15.14 КоАП РФ.