Аудиторским направлением контроля расходов в социальной сфере завершена проверка законности и целевого использования бюджетных средств, направленных на реализацию подпрограммы «Социальная поддержка инвалидов города Якутска» муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска на 2020 — 2027 годы» за 2022-2023 годы и текущий период 2024 года.

Отчет о результатах контрольного мероприятия рассмотрен и утвержден на 10-й Коллегии Контрольно-счетной палаты г. Якутска.

Контрольное мероприятие проведено в соответствии с пунктом 2.5 Плана работы КСП г. Якутска на 2024 год.

Объектами контрольного мероприятия явились: главный распорядитель бюджетных средств Окружная администрация города Якутска, 2 получателя субсидий: Якутская городская общественная организация «Якутской региональной общественной организации общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и Якутское городское отделение общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, Вооруженных Сил и правоохранительных органов.

Краткая характеристика проверяемой сферы:

Согласно информации, представленной Отделением Социального фонда России по РС(Я), являющего оператором федерального реестра инвалидов, и ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты населения г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)», осуществляющим учет получателей мер социальной поддержки инвалидов ГО «город Якутск», на начало 2024 года численность инвалидов по РС(Я) составила 57 874 инвалидов, что составляет 5,8% общей численности населения РС(Я) по статистическим данным. Основная доля инвалидов 32,8% или 18 973 инвалидов проживают в ГО «город Якутск», что составляет 5,2% общей численности населения ГО «город Якутск» по статистическим данным. При этом к 2024 году по сравнению с 2021 годом ежегодно численность инвалидов имеет тенденцию к росту: прирост составил в РС(Я) на 444 чел. или на 0,8% (в 2021 году — 57 430 чел.), в ГО «город Якутск» на 5 194 чел. или на 37,7% (в 2021 году – 13 779 чел.).

По группам инвалидности на 2024 год по ГО «город Якутск» как и в РС(Я) преобладает численность инвалидов 3 группы с диапазоном нарушения здоровья от 40% до 60% и составляет 5 789 чел. или 24,1% соответствующей численности инвалидов по РС(Я) (24 044 чел.). В сравнении с показателем 2021 года к 2024 году отмечается незначительное снижение на 5,7% данной группы инвалидов. При этом тревожная тенденция отмечается по другим группам инвалидов. Так, рост численности инвалидов 2 группы (диапазон нарушения здоровья от 70% до 80%) составляет 49,4% (с 3933 чел. в 2021 году до 5876 чел. к 2024 году), инвалидов 1 группы (диапазон нарушения здоровья от 90% до 100%) составляет в 2,1 раза (с 2341 чел. в 2021 году до 4924 чел. к 2024 году), также имеется рост численности детей-инвалидов (лица до 18 лет с нарушением функции организма от 40% до 100%) на 53,8% (с 1 550 чел. в 2021 году до 2 384 чел. к 2024 году).

 

Одной из форм социальной защиты инвалидов, действующих в целях защиты прав и законных интересов инвалидов, обеспечения им равных с другими гражданами возможностей, является создание и действие общественных объединений инвалидов, которым государством оказывается содействие и помощь, в том числе материальная, техническая и финансовая.

По данным Министерства труда и социального развития РС(Я) на территории ГО «город Якутск» осуществляют свою деятельность 5 общественных организаций инвалидов.

В ходе контрольного мероприятия установлено следующее:

Основной нормативно-правовой базой, регулирующей вопросы социальной поддержки инвалидов, являются:

Конституция Российской Федерации, согласно которому в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка инвалидов, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты;

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», согласно которому целью государственной политики в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации;

Закон Республики Саха (Якутия) от 18.11.2009 754-З №401-IV «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Республике Саха (Якутия)», регулирующий отношения, связанные с предоставлением дополнительных мер социальной поддержки инвалидам, проживающим на территории Республики Саха (Якутия)     .

В соответствии с Федеральным законом от 24.11.1995 №181-ФЗ меры социальной защиты инвалидов являются расходными обязательствами Российской Федерации, за исключением мер социальной поддержки и социального обслуживания, относящихся к полномочиям государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В свою очередь, на законодательном уровне органы местного самоуправления наделены следующими полномочиями и правами:

  • обеспечение доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг – данные полномочия отнесены к вопросам местного значения органов местного самоуправления городских округов согласно ст. 15 Федерального закона от 24.11.1995 №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», п. 25 ч. 1 ст. 16 Федеральный закон от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;
  • право оказывать поддержку общественным объединениям инвалидов за счет средств местных бюджетов – данные права предусмотрены ст. 33 Закона № 181-ФЗ, п. 11 ч. 1 ст. 16.1. Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», которые введены в соответствии с федеральным законом от 10.07.2012 №110-ФЗ. Согласно ч. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 12.01.1996 №7-ФЗ «О некоммерческих организациях» оказание финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям, к коим относятся общественные объединения инвалидов, может осуществляться в виде субсидий;
  • право разрабатывать и реализовывать за счет средств местных бюджетов муниципальные целевые программы в области социальной поддержки инвалидов – данные нормы установлены ст. 6 Закона Республики Саха (Якутия) от 18.11.2009 754-З №401-IV «О дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов в Республике Саха (Якутия)».

Учитывая преобладающую по республике численность инвалидов, проживающих в ГО «город Якутск», наделением полномочий по обеспечению доступной среды для инвалидов, а также предоставлением соответствующих прав муниципалитетам в ГО «город Якутск» разработаны и реализуются 2 муниципальные программы:

  • муниципальная программа «Комплексное развитие социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск» на 2017 — 2032 годы», утвержденная постановлением Окружной администрации г. Якутска от 14.12.2016 №347п, включающая основные мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур, в том числе: оборудованию пандусов и установки подъемников, адаптированию зданий для посещения инвалидов, обеспечению доступности транспорта и дорожного хозяйства;
  • муниципальная программа «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска на 2020 — 2027 годы», утвержденная постановлением Окружной администрации г. Якутска от 01.04.2021 №91п, в составе которой предусмотрена подпрограмма 2 «Социальная поддержка инвалидов города Якутска» (далее – Подпрограмма №2), включающая мероприятия по обеспечению доступности для инвалидов в части отдельных объектов образовательных учреждений, учреждений культуры и территориальных органов управления Окружной администрации г. Якутска, оказанию поддержки общественным организациям инвалидов, социальной поддержки инвалидов.

Проверяемой Подпрограммой №2 предусмотрены различные меры социальной поддержки инвалидов, проживающих в ГО «город Якутск», на реализацию которых в бюджете ГО «город Якутск» предусматривались бюджетные ассигнования.

Мероприятия Подпрограммы №2 «Социальная поддержка инвалидов» на 2022-2024 годы

(тыс. рублей)

Анализ мероприятий Подпрограммы №2, оказываемых в рамках Подпрограммы №2 мер поддержки, правовых актов ГО «город Якутск», регулирующих порядок оказания мер поддержки в рамках реализации Подпрограммы №2, показал, что в целом принимаемые в рамках подпрограммы меры социальной поддержки соответствуют бюджетному законодательству, наделенным законами полномочию и правам органов местного самоуправления. Однако проверкой реализации мероприятий Подпрограммы №2 выявлены ряд существенных нарушений и недостатков системного характера:

  • По управлению программой:

Курирование вопросов социальной поддержки инвалидов закреплено только на одного заместителя главы ГО «город Якутск» по социальным вопросам, при этом, функции и полномочия по реализации мероприятий подпрограммы по социальной поддержке инвалидов не закреплены за структурными подразделениями Окружной администрации г. Якутска. С 2024 года ответственным исполнителем проверяемой подпрограммы и в целом муниципальной программы определено Управление общественных связей и молодежной политики ОА г. Якутска, положением которого указанные функции не предусмотрены. До 2024 года полномочия ответственного исполнителя осуществляло ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты и труда населения г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)» без заключения каких-либо соглашений о взаимодействии с Окружной администрацией г. Якутска. Таким образом, в проверяемый период реализация мероприятий Подпрограммы №2 осуществлялась без должного нормативного закрепления соответствующих функций за исполнителями мероприятий.

Следует отметить, что Управление общественных связей и молодежной политики ОА г. Якутска при штатной численности 13 единиц (включая подведомственное МКУ «Агентство общественных связей и молодежной политики» ГО «город Якутск») помимо проверенной муниципальной программы осуществляет функции ответственного исполнителя, соисполнителя и участника 4 отдельных муниципальных программ, что в совокупности создает риски ненадлежащей реализации запланированных подпрограммой мероприятий.

  • По мероприятиям на обеспечение доступности приоритетных объектов:

Подпрограмма №2 не содержит индикатора по мероприятию на обеспечение доступности приоритетных объектов для инвалидов и других маломобильных групп населения, призванного выражать количественную и качественную характеристику достижения цели и задач подпрограммы. При этом, данный показатель установлен в рамках другой муниципальной программы по комплексному развитию социальной инфраструктуры городского округа «город Якутск», что создает правовую коллизию и неоднозначность реализуемых мероприятий по двум отдельным муниципальным программам.

Утвержденный План мероприятий (дорожная карта) по повышению значений показателей доступности объектов, призванный обеспечить совершенствование нормативно-правовой основы, повышение уровня доступности, повышение уровня профессиональной компетентности специалистов, не предусматривает предоставление ответственными исполнителями отчетов по выполнению запланированных мероприятий. На запрос КСП г. Якутска об исполнении плановых мероприятий к основным ответственным исполнителям отраслевым ГРБС ответили только 2 исполнителя, при этом, в области культуры и духовного развития показатели не достигнуты, в области дорожного хозяйства мероприятия не исполнены по причине отсутствия финансирования.

Обследованием фактически выполненных работ и приобретенных оборудований в рамках реализации мероприятий по обеспечению доступности 5 объектов (на момент проверки всего мероприятием охвачено 6 объектов) установлено, что:

  • оборудованные пандусы в МКУ «Администрация с. Пригородный» ГО «город Якутск» и МКУ «Управа Октябрьского округа» ГО «город Якутск» не соответствуют требованиям свода правил и ГОСТу в части оборудования поручней, покраски и установки кнопки вызова. В администрации с. Пригородный пандусы находятся в неудовлетворительном состоянии, не обеспечено его надлежащее содержание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • отсутствует возможность полной эксплуатации приобретенной кресло-коляски для МБДОУ «Детский сад № 100 «Белоснежка» ГО «город Якутск» в связи с отсутствием в здании наружных и межэтажных пандусов, подъемников и поручней.

В связи с не полным достижением заданных результатов использования средств бюджета в сумме 987,0 тыс. рублей по обеспечению доступности приоритетных объектов, констатируется не соблюдение принципа эффективности использования бюджетных средств, установленного ст. 34 Бюджетного кодекса РФ.

  • По мероприятию на социальную выплату гражданам адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов:

Социальная выплата гражданам адресной социальной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов, путем предоставления социальной выплаты непосредственно Окружной администрацией г. Якутска без привлечения путем субсидирования общественных объединений инвалидов не соответствует положениям ст. 86 Бюджетного кодекса РФ, так как законодательно органы местного самоуправления не наделены указанными полномочиями, также им не представлено такое право. Полномочиями по предоставлению адресной социальной помощи гражданам обладают высшие государственные органы исполнительной власти субъектов РФ в соответствии с требованиями п. 6 ст. 33 Федерального закона от 21.12.2021 №414-ФЗ «Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации», ст. 12 Конституционного закона Республики Саха (Якутия) от 15.02.1995 З №51-I «О Правительстве Республики Саха (Якутия)». При этом пунктом 5 ст. 86 Бюджетного кодекса РФ органам местного самоуправления запрещено устанавливать и исполнять расходные обязательства, связанные с решением вопросов, отнесенных к компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации. В этой связи по данным мерам социальной поддержки необходимо пересмотреть существующий механизм финансирования, рассмотреть вопрос оказания такой поддержки через общественные организации инвалидов согласно требованиям законодательства.

  • По мероприятиям на обеспечение благоустройства жилых домов инвалидов, проживающих на территории Тулагино-Кильдямского, Хатасского наслегов, мкр. Марха и сел Маган, Табага, Пригородный:

В Положении о порядке оказания адресной материальной помощи, утвержденном постановлением Окружной администрации г. Якутска от 19.03.2019 №79п, которое регулирует вопросы реализации мероприятий, необоснованно включены положения, предусматривающие оказание помощи ветеранам, при наличии отдельной подпрограммы по социальной поддержке ветеранов, в рамках которой за счет бюджетных ассигнований ГО «город Якутск» также предоставляются меры, направленные на благоустройство жилых помещений ветеранов. Данное обстоятельство создает правовые коллизии: поддержка целевой категории ветеранов за счет средств подпрограммы социальной поддержки инвалидов при наличии таких же мер по другой подпрограмме по социальной поддержке ветеранов противоречит целям и задачам подпрограммы социальной поддержки инвалидов.

В результате реализация мер социальной поддержки по благоустройству жилых домов инвалидов осуществлялось путем предоставления субсидий общественной организации ветеранов, у которой уставом не предусмотрена деятельность по социальной поддержке инвалидов.

При распределении адресной помощи на благоустройство жилых домов в состав комиссии по распределению этой помощи не были включены общественные объединения инвалидов, что также создает риски принятия необъективных решений.

Ни порядком предоставления субсидии, утвержденным постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20.02.2013 №15п, ни вышеуказанным Положением №79п не включено требование по предоставлению дефектных ведомостей, в результате которого всем получателям мер поддержки были проведены одинаковые виды работ без обоснования их потребности.

Из 7 осмотренных жилых домов, в которых проведены работы по благоустройству, в 5 жилых домах (71,4%) не обеспечено надлежащее благоустройство в результате некачественно проведенных работ по установке септиков (не эксплуатируются в зимнее время, неприятный запах), не установки поддонов ввиду отсутствия потребности в выполнении данных видов работ. Такое обстоятельство свидетельствует о неэффективном расходовании бюджетных средств вследствие не достижения их результатов на сумму 1 175,0 тыс. рублей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  • По мероприятиям на предоставление субсидий социально ориентированным некоммерческим организациям:

Порядок предоставления субсидий, утвержденный постановлением Окружной администрации г. Якутска от 20.02.2013 №15п, в области социальной поддержки инвалидов содержит только 2 направления расходов, а именно: обеспечение координации деятельности городского общества инвалидов и проведение курсов реабилитации детей-инвалидов, не предусмотрены следующие 4 направления расходов, включенные в проверяемый период в сводные бюджетные росписи расходов в соответствии с решениями о бюджете ГО «город Якутск». При этом, Порядком №15п не определены конкретные виды расходов по направлению обеспечение координации деятельности городского общества инвалидов, в результате которого получателем субсидии — Якутской городской общественной организацией «Якутская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» (далее — ОО ЯГО ВОИ) ежегодно за счет субсидии из городского бюджета «город Якутск» на обеспечение координации деятельности городского общества инвалидов осуществлялись расходы на предоставление субсидии физическим лицам на возмещение затрат (приобретение призов) для нужд общественных организаций слепых и глухих на проведение социокультурных спортивных мероприятий для инвалидов на общую сумму 840,0 тыс. рублей, в том числе: за 2022 год на сумму 420,0 тыс. рублей, за 2023 год на сумму 420,0 тыс. рублей, которые не были предусмотрены ни Порядком №15п, ни соглашениями о предоставлении субсидии, ни проектами (программами) ОО ЯГО ВОИ, ни сметой расходов ОО ЯГО ВОИ.

Проверкой заключенных между Окружной администрацией города Якутска и социально ориентированными некоммерческими организациями инвалидов и ветеранов соглашений о предоставлении субсидий установлено, что соглашениями необоснованно предусмотрены положения, предписывающее предоставление получателями субсидий перечня документов после подписания соглашения и при перечислении субсидии, тогда как согласно требованиям Порядка №15п этот пакет документов предоставляются получателями субсидий только при отборе получателей субсидии.

  • По информированию населения о дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов, оказываемых в рамках реализации Подпрограммы №2:

Муниципальными правовыми актами ГО «город Якутск», регулирующими оказание дополнительных мер социальной поддержки инвалидов за счет средств бюджета городского округа «город Якутск» в рамках реализации Подпрограммы №2, не предусмотрены положения, регламентирующие информирование населения о предоставляемых в рамках реализации Подпрограммы №2 дополнительных мерах социальной поддержки инвалидов. Фактически оповещение граждан о мерах поддержки осуществлялся только через ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты и труда населения г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)».

  • По индикаторам Подпрограммы №2:

Некорректное установление показателя (индикатора) Подпрограммы №2, которое не взаимоувязано с мероприятиями и их объемами ресурсного обеспечения. Так, в качестве индикатора установлено «Количество инвалидов, в отношении которых осуществлялись меры социальной поддержки, в общей численности инвалидов», значение которого ежегодно остается неизменным на уровне 10%. При этом, в рамках реализации Подпрограммы №2 гражданам оказываются разные виды мер социальной поддержки для разных категорий граждан – инвалидов (лежачие больные с нарушением опорно-двигательной системы, дети-инвалиды, инвалиды, проживающие в пригородных территориях, инвалиды различных групп и т.п.), которые по своему характеру не коррелируются друг с другом, к примеру: результаты социальной выплаты адресной материальной помощи семьям с детьми инвалидами, по которым ведется учет в количестве семей, получивших социальную выплату, не может тождественно характеризовать результаты предоставления транспортных услуг лежачим больным и инвалидам 1-2 групп с нарушением опорно-двигательной системы, по которым учет ведется по количеству поездок. Кроме того, в рамках реализации Подпрограммы №2 ежегодно предоставляются субсидии социально ориентированным некоммерческим организациям на обеспечение организации и координации их деятельности, данное мероприятие также не отражает количественную и (или) качественную характеристику реализации установленного индикатора. Также, несмотря на финансирование мероприятия по обеспечению доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения и несмотря на то, что указанное мероприятие является прямым полномочием органов местного самоуправления, индикатор по данному мероприятию не установлен. Вместе с тем, оценка эффективности муниципальной программы «Социальная поддержка и содействие занятости населения города Якутска на 2020 — 2027 годы» за 2022-2023 годы, отраженная в сводном годовом докладе об исполнении муниципальных программ, проведена по недостоверным данным об исполнении показателя (индикатора) Подпрограммы №2.

В ходе контрольного мероприятия КСП г. Якутска провела опрос населения о мерах социальной поддержки инвалидов, оказываемых за счет средств бюджета ГО «город Якутск» в рамках реализации Подпрограммы №2, в котором приняли участие 293 чел., из которых 247 чел. из числа инвалидов или 84,3%. Результаты проведенного опроса показали:

Уровень информирования населения о муниципальных мерах социальной поддержки инвалидов в г. Якутске указывает на то, что практически 55% респондентов не осведомлены о существующих мерах поддержки.

 

При этом, 177 респондентов или 71,7% из числа инвалидов либо их законных представителей не пользовались муниципальными мерами поддержки.

70 респондентов или 28,3% из числа инвалидов либо их законных представителей являлись благополучателями 5 мер муниципальной социальной поддержки и в общей сумме воспользовались ими 91 раз.

 

 

Прослеживается низкий уровень удовлетворенности принимаемыми Окружной администрацией г. Якутска муниципальными мерами социальной поддержки инвалидов в г. Якутске. Так 51% респондентов из числа инвалидов либо их законных представителей не удовлетворены реализацией таких мер.

 

130 респондентов или 53% не удовлетворены уровнем обеспечения   доступности к социально-значимым объектам г. Якутска для безбарьерного передвижения инвалидов, лишь 11% считают текущую ситуацию удовлетворительной.

 

По результатам опроса среди населения ГО «город Якутск» по вопросам социальной поддержки инвалидов, основные проблемы и предложения, которые звучат наиболее часто, можно структурировать следующим образом:

  • недостаточная доступность городской среды:
  • пандусы, доступные пандусы в общественном транспорте и жилых домах;
  • тротуары с плавными спусками, устранение ям и неровностей;
  • говорящие светофоры, крупные номера на автобусах, доступность общественного транспорта;
  • специальные автобусы для детей-инвалидов и сопровождающих.
  • недостаток информации о мерах поддержки:
  • отсутствие системного информирования о существующих мерах поддержки.
  • мало информации о льготах, социальной помощи, реабилитационных услугах и возможностях.
  • недоступность информации для слабовидящих и слабослышащих (сурдопереводчики, шрифты и др.).
  • финансовая поддержка и льготы:
  • недостаток материальной помощи;
  • льготы на оплату ЖКУ, освобождение от оплаты капитального ремонта;
  • бесплатный проезд на транспорте для инвалидов и их сопровождающих;
  • компенсация затрат на реабилитацию, лечение, аренду жилья;
  • недостаточная доступность реабилитационных и медицинских услуг:
  • проблемы с получением путевок в санаторно-курортные учреждения, долгая очередь;
  • недостаток профильных специалистов (дефектологи, психологи, логопеды);
  • проблемы с реабилитацией детей-инвалидов и малое количество реабилитационных центров;
  • отсутствие условий для трудоустройства и обучения:
  • недостаток специализированных школ и коррекционных учреждений;
  • недостаток тьюторов, педагогов и логопедов в школах;
  • ограниченные возможности для трудоустройства инвалидов и нехватка рабочих мест;
  • социализация и досуг:
  • недостаток кружков и секций для детей с инвалидностью;
  • недостаток доступных культурных мероприятий и спортивных секций для инвалидов;
  • недоверие к власти и излишняя бюрократия:
  • отсутствие прозрачности в процессе получения социальных услуг.
  • сложность оформления документов, большая бюрократическая нагрузка.

 

В соответствии с решением Коллегии Контрольно-счетной палаты города Якутска направлены:

  • информационные письма с приложением отчета в адрес: Председателя Якутской городской Думы, главе городского округа «город Якутск», Прокуратуры города Якутска в рамках соглашения о взаимодействии, ГКУ РС(Я) «Управление социальной защиты и труда населения г. Якутска при Министерстве труда и социального развития РС(Я)», осуществлявшего функции ответственного исполнителя муниципальной программы за 2022-2023 годы;
  • представления для устранения выявленных нарушений в адрес заместителя главы городского округа «город Якутск» по социальным вопросам Аржакова В.В., курирующего вопросы социальной поддержки инвалидов, а также получателей субсидий: Якутской городской общественной организации «Якутская региональная общественная организация общероссийской общественной организации «Всероссийское общество инвалидов» и Якутского городского отделения общественной организации ветеранов (пенсионеров) войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов Республики Саха (Якутия).