Заключение по результатам внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета городского округа «город Якутск» за 2023 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе «город Якутск», Положением о Контрольно-счетной палате города Якутска, с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и итогов экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Якутска в 2023 году и 1 квартале 2024 года.

План по доходам исполнен на 31 378,4 млн. рублей, или на 97,4% к уточненному плану, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 10 960,6 млн. рублей (103,5%), безвозмездные поступления – 20 417,8 млн. рублей (94,4% к плану). В 2023 году поступления доходов возросли на 1 674,3 млн. рублей, или на 5,6% к 2022 году, в том числе рост собственных доходов на 812,8 млн. рублей, или на 8%. По итогам 2023 года достигнут наименьший показатель процента исполнения уточненного плана доходов за последние 5 лет в размере 97,4%, в значительной степени за счет неисполнения плана безвозмездных поступлений на 5,6%, из них значительный объем недопоступлений – по иным межбюджетным трансфертам из вышестоящих бюджетов.

Расходы бюджета городского округа исполнены в объеме 32 545,4 млн. рублей, или 95,9% к уточненному годовому плану, что на 3 087,9 млн. рублей выше сложившегося объема исполнения за предыдущий 2022 год, или увеличение на 10,5%.

В 2023 году доля расходов на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) составила 70,0% расходов бюджета и в сравнении с 2022 годом уменьшилась на 3 процентных пункта, в основном за счет увеличения доли расходов на национальную экономику (+1,7%) и жилищно-коммунальное хозяйство (+1,2%).

Исполнение расходов за 2023 год, направленных на реализацию в ГО «город Якутск» 5 национальных проектов «Демография», «Культура», «Образование», «Жильё и городская среда» и «Безопасные качественные дороги», составило 5 465,4 млн. рублей, или 92,0% от уточненного годового плана.

Анализ исполнения муниципальных и ведомственных целевых программ за 2023 год показал, что по отдельным программам сохраняются недостатки при планировании целевых показателей (индикаторов), в части несогласованности индикаторов с финансовым обеспечением и применение показателей, количественно не характеризующих ход реализации мероприятий и задач программ, значительного перевыполнения плановых значений целевых показателей (индикаторов), которые могут свидетельствовать о недостаточном качестве планирования и установления целевых показателей (индикаторов), которые не характеризуют достижение целей программ и не зависят от реализации мероприятий программы. Кроме того, сохраняются (не вносятся изменения) в муниципальные программы, в которых имеются подпрограммы и мероприятия с отсутствием финансового обеспечения в отчетном и плановом периодах.

При планируемом дефиците бюджета в размере 1 715,9 млн. рублей фактически по итогам 2023 года бюджет исполнен с дефицитом в размере 1 164,0 млн. рублей.

Объем муниципального долга ГО «город Якутск» на 01.01.2024 составил 4 511,1 млн. рублей, или 41,2% к общему объему собственных доходов бюджета. По сравнению с данными на 01.01.2023 объем муниципального долга в целом увеличился на 582,5 млн. рублей, или на 14,8%. Ограничения о не превышении объема муниципального долга общего объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленные ст. 107 БК РФ, соблюдаются. При этом, отмечается продолжение сохранения рисков в обеспечении устойчивости бюджета ГО «город Якутск», связанных с существенным объемом долговых обязательств.

По итогам проведенной Контрольно-счетной палатой внешней проверки бюджетной отчетности за 2023 год главных администраторов средств бюджета ГО «город Якутск» основные нарушения и недостатки установлены по неполному отражению сведений в формах годовой бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией № 191н, неполному выполнению бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета и главного распорядителя бюджетных средств. Кроме того, имеются нарушения при осуществлении внутреннего финансового аудита.

По результатам экспертно-аналитического мероприятия, Контрольно-счетной палатой сформированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование бюджетного процесса.

Заключение направлено в адрес Якутской городской Думы и Окружной администрации города Якутска.

С более полной информацией о результатах экспертно-аналитического мероприятия можно ознакомиться на официальном сайте Контрольно-счетной палаты города Якутска в разделе «Экспертно-аналитическая деятельность».