О результатах внешней проверки годового отчета об исполнении бюджета городского округа «город Якутск» за 2023 год
Заключение по результатам внешней проверки годового отчёта об исполнении бюджета городского округа «город Якутск» за 2023 год подготовлено в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Положением о бюджетном процессе в городском округе «город Якутск», Положением о Контрольно-счетной палате города Якутска, с учетом данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств и итогов экспертно-аналитических и контрольных мероприятий, проведенных Контрольно-счетной палатой города Якутска в 2023 году и 1 квартале 2024 года.
План по доходам исполнен на 31 378,4 млн. рублей, или на 97,4% к уточненному плану, в том числе налоговые и неналоговые доходы – 10 960,6 млн. рублей (103,5%), безвозмездные поступления – 20 417,8 млн. рублей (94,4% к плану). В 2023 году поступления доходов возросли на 1 674,3 млн. рублей, или на 5,6% к 2022 году, в том числе рост собственных доходов на 812,8 млн. рублей, или на 8%. По итогам 2023 года достигнут наименьший показатель процента исполнения уточненного плана доходов за последние 5 лет в размере 97,4%, в значительной степени за счет неисполнения плана безвозмездных поступлений на 5,6%, из них значительный объем недопоступлений – по иным межбюджетным трансфертам из вышестоящих бюджетов.
Расходы бюджета городского округа исполнены в объеме 32 545,4 млн. рублей, или 95,9% к уточненному годовому плану, что на 3 087,9 млн. рублей выше сложившегося объема исполнения за предыдущий 2022 год, или увеличение на 10,5%.
В 2023 году доля расходов на социальную сферу (образование, культура, социальная политика, физическая культура и спорт) составила 70,0% расходов бюджета и в сравнении с 2022 годом уменьшилась на 3 процентных пункта, в основном за счет увеличения доли расходов на национальную экономику (+1,7%) и жилищно-коммунальное хозяйство (+1,2%).
Исполнение расходов за 2023 год, направленных на реализацию в ГО «город Якутск» 5 национальных проектов «Демография», «Культура», «Образование», «Жильё и городская среда» и «Безопасные качественные дороги», составило 5 465,4 млн. рублей, или 92,0% от уточненного годового плана.
Анализ исполнения муниципальных и ведомственных целевых программ за 2023 год показал, что по отдельным программам сохраняются недостатки при планировании целевых показателей (индикаторов), в части несогласованности индикаторов с финансовым обеспечением и применение показателей, количественно не характеризующих ход реализации мероприятий и задач программ, значительного перевыполнения плановых значений целевых показателей (индикаторов), которые могут свидетельствовать о недостаточном качестве планирования и установления целевых показателей (индикаторов), которые не характеризуют достижение целей программ и не зависят от реализации мероприятий программы. Кроме того, сохраняются (не вносятся изменения) в муниципальные программы, в которых имеются подпрограммы и мероприятия с отсутствием финансового обеспечения в отчетном и плановом периодах.
При планируемом дефиците бюджета в размере 1 715,9 млн. рублей фактически по итогам 2023 года бюджет исполнен с дефицитом в размере 1 164,0 млн. рублей.
Объем муниципального долга ГО «город Якутск» на 01.01.2024 составил 4 511,1 млн. рублей, или 41,2% к общему объему собственных доходов бюджета. По сравнению с данными на 01.01.2023 объем муниципального долга в целом увеличился на 582,5 млн. рублей, или на 14,8%. Ограничения о не превышении объема муниципального долга общего объема доходов местного бюджета без учета безвозмездных поступлений, установленные ст. 107 БК РФ, соблюдаются. При этом, отмечается продолжение сохранения рисков в обеспечении устойчивости бюджета ГО «город Якутск», связанных с существенным объемом долговых обязательств.
По итогам проведенной Контрольно-счетной палатой внешней проверки бюджетной отчетности за 2023 год главных администраторов средств бюджета ГО «город Якутск» основные нарушения и недостатки установлены по неполному отражению сведений в формах годовой бюджетной отчетности в соответствии с Инструкцией № 191н, неполному выполнению бюджетных полномочий главного администратора доходов бюджета и главного распорядителя бюджетных средств. Кроме того, имеются нарушения при осуществлении внутреннего финансового аудита.
По результатам экспертно-аналитического мероприятия, Контрольно-счетной палатой сформированы предложения и рекомендации, направленные на совершенствование бюджетного процесса.
Заключение направлено в адрес Якутской городской Думы и Окружной администрации города Якутска.
С более полной информацией о результатах экспертно-аналитического мероприятия можно ознакомиться на официальном сайте Контрольно-счетной палаты города Якутска в разделе «Экспертно-аналитическая деятельность».