В 2024 году по инициативе КСП г. Якутска проведено единое общереспубликанское мероприятие «Оценка организации школьного питания в муниципальных общеобразовательных организациях» с участием 12 членов Союза муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия). По итогам единого мероприятия установлены ряд системных нарушений и недостатков, в том числе: несовершенство правовых актов, регулирующих организацию бесплатного горячего питания школьникам начальных классов.

Так установлено, что в двух муниципальных образованиях: ГО «город Якутск» и МР «Алданский район» наблюдается низкое освоение средств субсидий на организацию бесплатного горячего питания школьникам начальных классов в сравнении с первоначально представленными объемами субсидии:

  • в ГО «город Якутск» не освоено: за 2022 год 165 224,4 тыс. рублей или 41,4%, за 2023 год 170 067,6 тыс. рублей или 40,1%;
  • в МР «Алданский район» не освоено: за 2022 год 9 273,5 тыс. рублей или 25,6%, за 2023 год 3 908,4 тыс. рублей или 10,9%.

Причинами низкого освоения средств целевых субсидий в указанных муниципальных образованиях является то, что при расчете размера субсидии не учитывается фактическая посещаемость обучающихся (в расчет берется плановые показатели дето-дней), то есть без учета незапланированных каникулярных дней, связанных с актированными днями, введением карантина, болезнью обучающегося, закрытием школ на разные мероприятия. В результате, ежегодно образовываются большие объемы экономии бюджетных средств, которые в последующем согласно условиям предоставления межбюджетных субсидий, возвращаются из местных бюджетов в вышестоящие уровни бюджетов, при этом, качество и наполнение предоставляемого рациона питания не соответствовали санитарно-эпидемиологическим требованиям.

Вместе с тем, согласно разъяснениям Министерства просвещения Российской Федерации (письма от 19.11.2020 №АН-2021/09, от 29.07.2021 №АН-1466/09) образовательным организациям дано право использовать экономию средств межбюджетной субсидии, образовавшееся в результате фактической посещаемости обучающихся,  на обеспечение повышения качества и наполнения предоставляемого рациона питания и/или увеличения кратности предоставления бесплатного горячего питания обучающимся 1-4 классов (сверх одного раза в день). Согласно письму Министерства просвещения Российской Федерации от 14.05.2024 №15-ПГ-МП-24330 использование высвобождающихся средств субсидии с учетом фактической посещаемости обучающихся допускается в случае если такие мероприятия предусмотрены региональными нормативными актами.

По итогам единого экспертно-аналитического мероприятия Союз муниципальных контрольно-счетных органов Республики Саха (Якутия) обратилось в Правительство Республики Саха (Якутия) с предложением внести изменения в государственную программу Республики Саха (Якутия) «Развитие образования Республики Саха (Якутия)» с учетом разъяснений Министерства просвещения Российской Федерации, которое поддержано полностью.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от 25.02.2025 №61 внесены изменения в госпрограмму, в том числе: в Порядок предоставления и распределения субсидий на организацию бесплатного горячего питания обучающихся начальных классов включены положения, предусматривающие право использования муниципальными образовательными организациями экономии соответствующей субсидии на обеспечение повышения качества и наполнения предоставляемого рациона питания и/или увеличения кратности предоставления бесплатного горячего питания обучающимся 1-4 классов (сверх одного раза в день) в случаях полного или частичного перевода обучающихся 1-4 классов общеобразовательных организаций на карантин и/или дистанционный формат обучения, отсутствия на занятиях по иным причинам отдельных обучающихся.

Таким образом, внесенные изменения в госпрограмму позволят освоить средства в полном объеме и повысить качество питания обучающихся начальных классов по всем муниципальным образовательным организациям республики.