25 ноября состоялось 22 заседание очередной сессии Якутской городской Думы. Всего рассмотрено 15 вопросов, в том числе о внесении изменений в бюджет текущего года и о бюджете на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов.

В сессии от Контрольно-счётной палаты принял участие председатель КСП Неустроев Руслан Петрович. Вел сессию Председатель Гордумы Альберт Семенов, в сессии принял участие исполняющий обязанности Главы Якутска Евгений Григорьев.

Проект бюджета на 2021 год и плановый период 2022-2023 годов представила начальник Департамента финансов Окружной администрации г. Якутска Ольга Максимова.

Доходы бюджета в следующем году запланированы в размере 8, 020 млрд рублей (на 143 млн меньше, чем в текущем году) без учета безвозмездных поступлений. Расходы – 8, 421 млрд рублей. Дефицит бюджета – 401 млн рублей.

В последующих годах бюджет предполагается бездефицитный: по доходам и расходам в 2022 году – 8, 359 млрд рублей, в 2023 году – 8, 709 млрд рублей.

В структуре расходов бюджета, наибольший удельный вес занимают расходы по социальной сфере (это образование, культура, спорт, социальная политика) – 53%. Следующие по величине расходы на жилищно-коммунальное хозяйство и национальную экономику занимают в общем объеме расходов 25%. В проекте бюджета на 2021 год на эти отрасли предусматривается 2 086 млн рублей. Рост по сравнению с утверждённым планом на 2020 год составит 123 млн рублей, что обусловлено началом реализации с 2021 года Трёхлетнего плана благоустройства и озеленения города Якутска.

Программная часть бюджета сформирована на основе 17 муниципальных программ и 4 ведомственных программ. С 2021 года планируется финансирование двух новых муниципальных программ – «Развитие территориального общественного самоуправления на территории городского округа «город Якутск» на 2021-2024 годы» и «Охрана окружающей среды городского округа «город Якутск» на 2021 — 2025 годы».

Для реализации целей, поставленных в проекте бюджета на предстоящий трехлетний период, Окружная администрация уделит особое внимание решению следующих задач:

— развитие доходного потенциала и повышение уровня собираемости доходов;

— повышение эффективного расходования бюджетных средств;

— минимизация в плановом периоде размера дефицита бюджета с целью сокращения муниципального долга и расходов на его обслуживание с безусловным исполнением принятых долговых обязательств в полном объеме и в срок.

Однако председатель Контрольно-счетной палаты Якутска Руслан Неустроев отметил ряд нарушений Бюджетного кодекса и своих же нормативно-правовых актов со стороны Окружной администрации и представил свою точку зрения. В прогнозе социально-экономического развития Якутска поверхностно учтены большинство отраслей: ЖКХ, промышленное производство, малое предпринимательство и другие. Также в прогнозе социально-экономического развития Якутска на 2021-2024 годы раскрыты только показатели сельского хозяйства и автотранспорта. При этом не раскрыто, что ждет промышленное производство, инвестиционную деятельность, ЖКХ, дорожное хозяйство, IT и связь, малое предпринимательство и туризм. Это особенно важно, так как малое предпринимательство дает четверть всех доходов городского округа – более 2 млрд рублей.

Кроме того, прогнозный план приватизации муниципального имущества на 2022-2023 годы не позволяет его оценить. Также многое непонятно с поиском других резервов увеличения доходной части, в том числе за счет сокращения выплат руководителям подчиненных предприятий и учреждений. «Нынешний прогноз предъявляемым требованиям не соответствует», — резюмировал Неустроев. Председатель КСП отметил, что на те подпрограммы, на которые нет денег, необходимо вовсе исключить из проекта бюджета, ну или наполнить их финансами, чтобы заработали.

Депутаты внесли ряд предложений ко второму чтению проекта бюджета городского округа, в том числе: поручить Контрольно-счетной палате Якутска проверить выплаты административно-управленческому аппарату МУПов, АО, в которых есть более 51% доли города. Интерес проявился в связи с тем, что на последнем заседании постоянной комиссии по бюджетно-экономической политике депутаты предложили Департаменту по имущественным и земельным отношениям ОА предоставить информацию о таких выплатах: премиях и пр. Информация оказалось недостоверной. По АО «Теплоэнергия» в графе «Премии руководителю» поставлен ноль, когда, в результате контрольного мероприятия, проводимого Контрольно-счётной палатой, руководитель получил за год 2 млн рублей премий и 2 млн рублей — компенсацию при увольнении, так называемый, парашют. Хотя в 2019 году городской бюджет пополнился от этого предприятия всего лишь на 200 тыс. рублей.