Завершилась проверка использования бюджетных средств, направленных на приобретение, установку и содержание теплых автобусных остановок
В соответствии с Планом работы Контрольно-счетной палаты города Якутска на 2025 год проведена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на приобретение, установку и содержание теплых автобусных остановок на территории городского округа «город Якутск» за 2023-2024 годы и текущий период 2025 года.
По итогам проверки установлено следующее.
Всего на территории ГО «город Якутск» на 01.03.2025 функционирует 51 ед. теплая автобусная остановка (далее – ТАО), установленных за счет средств местного бюджета.
Приобретение 15 ед. ТАО (2023г. – 10 ед., 2024г. – 5 ед.) заказчиком МКУ «Главстрой» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ «Главстрой»).
Содержание осуществлялось:
- за 2021-2022 годы МУП «Якутская пассажирская автотранспортная компания»;
- за 2023-2024 годы МАУ «Центр управления общественными пространствами» городского округа «город Якутск», муниципальное автономное учреждение культуры «Дирекция парков и общественных пространств» городского округа «город Якутск» (далее — МАУ «ЦУОП», МАУК «ДПиОП»);
- с января 2025 г. по настоящее время МКУ «Городская дорожно-транспортная служба» городского округа «город Якутск» (далее – МКУ «ГДС»).
Установлена ненадлежащая работа ответственного исполнителя в лице Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска (далее — ДГиТИ) в виде:
— не организации своевременного обустройства и ввода в эксплуатацию 7 ед. ТАО в 2023 году;
— несвоевременного утверждения 28.12.2024 перечня ТАО на 2024 год после проведения закупки и приемки работ МКУ «Главстрой», а также не утверждения схемы мест установки ТАО на 2023 и 2024 годы.
Анализом нормативно-правовых актов установлено:
В нарушение пп. 3 п.2 ст. 5 Закона Республики Саха (Якутия) от 21.10.2021 2396-З №703-VI «О статусе столицы Республики Саха (Якутия)» в ГО «город Якутск» не созданы условия для развития инновационных информационных технологий в ТАО на территории городского округа «город Якутск»:
— отсутствует подключение мониторов к онлайн-сервисам, например, «Умный транспорт», рис. 1-2.1):
Рис. 1. Умный блок в 3 ед. ТАО по проспекту Ленина не подключены к Интернету
Рис. 2 Мониторы в ТАО «Больница Хатассы» не подключены к Интернету
Рис. 2.1. Мониторы в количестве 73 ед. на складе
— не соблюдены требования законодательства об энергосбережении и энергетической эффективности, так в 51 ед. ТАО регулирование температуры, освещения, открытие/закрытие, снятие показаний приборов учета производятся вручную (рис.3);
Рис. 3
— 4 ед. ТАО («Сельхозтехникум», «Площадь Победы», «Алмазэргиенбанк», «Силуэт») подключены к сетям освещения МУП «Горсвет», учет расхода электроэнергии не велся.
Рис.4
— договоры на обслуживание пожарно-охранной сигнализации не заключены, в результате соответствующее оборудование бездействует (рис.5);
Рис.5
В нарушение п. 2.10 Требований к теплым остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.01.2024 №1п, отмечается не достаточный уровень подключения ТАО к Единой муниципальной системе видеоаналитики городского округа «город Якутск», так подключены к данной системе 22 ед. ТАО, остальные 29 ед. ТАО не подключены, что создает риски нанесения ущерба муниципальному имуществу в результате правонарушений без возможности возмещения ущерба и нахождения виновных лиц (рис. 6).
Рис. 6
В Требованиях к теплым остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.01.2024 №1п, отсутствуют:
— единые требования о высоте потолков внутри ТАО. Так, контрольными обследованиями 10 ТАО установлено, что внутренняя высота помещений имеет различные параметры – от 2,166м («Бабушкина») до 2,489м («Сквер Гагарина»);
— требования по оснащению кондиционерами, рециркуляторами. Так, контрольными обследованиями установлено, что в 2 ТАО отсутствуют кондиционеры (2 ед. по объекту: «Благоустройство набережной имени Романа Михайловича Дмитриева»);
— требования о допустимых температурах (минимальный и максимальный пределы). В обращениях (сообщениях) граждане за 2023-2024 годы зачастую жалуются на холодные или слишком жаркие ТАО;
— требования об антивандальной защите оборудования (например, о защитных коробах для мониторов (телевизоров), металлических дверях для подсобных помещений и т.д.);
— требования о едином дизайн-проекте (эскизных проектах) типовых решений ТАО. Так, цвет и дизайн 3 ед. ТАО по объекту: «Капитальный ремонт пр. Ленина на участке от ул. Хабарова до ул. Красноярова», а также ТАО «Борисовка-1» и т.д. существенно отличается от цвета и дизайна большинства ТАО, установленных за счет местного бюджета;
— предельные сроки утверждения перечня подлежащих обустройству ТАО в ГО «город Якутск». Перечни подлежащих обустройству ТАО в 2021-2023 годах утверждались в марте-апреле текущего года[1], а перечень ТАО, подлежащих обустройству в 2024 году, утвержден в последний рабочий день года –распоряжением Окружной администрации г. Якутска от 28.12.2024 №2694р;
— требования по срокам установки и ввода в эксплуатацию теплых автобусных остановок. Это позволило произвольно менять даты начала эксплуатации ТАО, в 2023г. — не позднее 31 октября 2023 года; в 2024г. — не позднее 30 декабря 2024 года.
По итогам изучения практики органов местного самоуправления в других регионах РФ по приобретению ТАО выявлены технические решения, которые не реализованы в ТАО г. Якутска, приобретаемых МКУ «Главстрой»: оборудование с датчиками температуры и освещенности; USB система зарядки сотовых телефонов; остекление с энергосберегающими стеклопакетами, бронирующей пленкой, с защитой от граффити; электронное наружное табло; системы автоматизации, контроля и управления доступом, дистанционного мониторинга и управления.
Проверкой установлены нарушения (риски нарушения) бюджетного законодательства:
— расходные обязательства по содержанию ТАО — элементов обустройства автомобильных дорог, в 2023-2024 годы необоснованно отнесены к Управлению культуры и духовного развития Окружной администрации города Якутска (далее – УКиДР), являющемуся органом, осуществляющим функции в сфере культуры, и его подведомственному МАУ «ЦУОП» (МАУК «ДПиОП»). В настоящее время с января 2025 г. ТАО передано в МКУ «ГДС»;
— УКиДР неправомерно выделена МАУ «ЦУОП» субсидия на иные цели в сумме 20,0 млн. рублей в отсутствии необходимых документов (в отсутствии сметы расходов на проведение мероприятий, финансового-экономического обоснования и коммерческих предложений, а также справок об отсутствии неисполненной обязанности по уплате налогов, сборов, просроченной задолженности по возврату в бюджет ГО «город Якутск» субсидий, пояснительной записки);
— в результате необоснованной переплаты электроэнергии МАУ «ЦУОП», допущено образование дебиторской задолженности ПАО «Якутскэнерго» в размере 1,76 млн. рублей на 31.12.2023, которая увеличилась до 1,8 млн. рублей на 01.01.2025. При этом субсидия на иные цели выделена на возмещение фактически понесенных затрат и не предусматривает авансирование. В данное время задолженность числится на балансе МАУК «ДПиОП», не передана МКУ «ГДС»;
— риски нецелевого использования субсидии по содержанию объектов наружного освещения ГО «город Якутск» по 4 ед. ТАО, подключенным к сетям МУП «Горсвет»;
— не подтверждается обоснованность планирования расходных обязательств на 2025 год;
— неэффективное использование бюджетных средств на сумму 5,6 млн. рублей, израсходованных на приобретение 281 ед. оборудования (в том числе мониторы (телевизоры) – 73ед., умные блоки – 3 ед., компьютеры – 26ед., маршрутизаторы – 15ед., операционные системы – 15ед., облучатели-рециркуляторы – 43ед., урны – 27 ед., источники бесперебойного питания – 26ед., тепловые завесы – 13ед. и т.д.) которое демонтировано и не эксплуатируется, находится на складах, в коробках и в подсобных помещениях ТАО.
[1] Перечень теплых автобусных остановок, подлежащих обустройству в 2021 году, утвержден распоряжением Окружной администрации города Якутска от 02.04.2021 №664р, в 2022 году — распоряжением Окружной администрации города Якутска от 15.03.2022 №427р
Рис. 7
Из них следует выделить не использование по назначению технически сложного оборудования (умные блоки, мини-ПК, информационные дисплеи, промышленные маршрутизаторы) в количестве 22 ед. балансовой стоимостью 2,8 млн. рублей, работоспособность которого вызывает сомнение (рис. 8-10). Оборудование находится в подсобном помещении в коробке или смонтировано в помещении ТАО, однако оно не работает, работоспособность данного оборудования со стороны МКУ «Главстрой» и представителя подрядчика не была продемонстрирована. При этом пуско-наладочные работы, проверка работоспособности оборудования в контрактах не предусмотрена и не осуществлена МКУ «Главстрой» при приемке ТАО. По состоянию на март 2025 г. гарантийный срок не истек.
Рис. 8. 3 штуки «Умный блок» (стоимость 1 шт. составляет 366,7 тыс. рублей), находятся в 3 ед. ТАО по проспекту Ленина
Рис. 9. 3 штуки «Информационный дисплей» (стоимость 1 шт. составляет 165,0 тыс. рублей), находятся в 2 ед. ТАО «мкр. «Звездный»
Рис. 10. 4 штуки «Панель информационная» (стоимость 1 шт. составляет 131,7 тыс. рублей), находятся в 2 ед. ТАО на Набережной Р. Дмитриева (или «Медцентр №2 г. Якутска»)
В нарушение ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», п. 6.1.5 и 6.2.9 СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения»:
— в 15 ед. ТАО вместо ширины входной двери не менее 900 мм в свету фактически ширина меньше (от 76,5см до 87см, рис.11).
Рис. 11.
— в 7 ед. ТАО не обеспечена доступность для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения, отсутствует пандус или имеющееся расстояние от входной двери до пандуса значительно (рис. 12-15);
Рис. 12. ТАО «мкр. «Звездный» сектор А» (со стороны Ильинки), подъем на остановочную площадку без эстакады/пандуса
Рис. 13. ТАО на Набережной Р. Дмитриева (или «Медцентр №2 г. Якутска»). Отсутствует пандус на остановочной площадке 8 см высота
Рис. 14. ТАО «Школа №19» Птицефабрика. С пандуса расстояние до входа 12 см
Рис. 15. ТАО «Жорницкого». Нет пандуса (10см) на остановочную площадку
В нарушение п. 6 ст. 19 Федерального закона от 08.11.2007 №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» на 51 ед. ТАО отсутствует информация о расписании, времени начала и окончания движения транспорта по маршруту, об адресе и о номерах телефонов органа, осуществляющего контроль.
В нарушение п. 8 статьи 61 Правил благоустройства территории ГО «город Якутск» НПА ЯГД от 30.06.2021 №477-НПА на 9 ТАО количество установленных урн менее двух, так 18 урн (из 27 ед.) на данных ТАО не эксплуатируются по назначению, находятся в подсобных помещениях.
В нарушение п. 3.10 НПА ЯГД от 23.11.2011 №26-НПА «О порядке закрепления муниципального имущества городского округа «город Якутск» на праве оперативного управления», Требований к теплым остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.01.2024 №1п, в результате ненадлежащего обеспечения сохранности имущества со стороны МАУ «ЦУОП» (МАУК «ДПиОП») допущены:
— 66 фактов поломки и повреждений оборудования, оснащения и конструкций на 32 ед. ТАО;
— 21 факт поломок осветительных приборов на 11 ед. ТАО.
В нарушение п. «б» п. 3.4. Требований к теплым остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.01.2024 №1п:
— в 47 ед. ТАО наименование остановочного пункта размещено с одной стороны теплой автобусной остановки, должно с двух сторон;
— в 3 ед. ТАО наименование остановок отсутствует (Советская» (ул. Ильменская), 2 ед. ТАО на Набережной Р. Дмитриева (или «Медцентр №2 г. Якутска»)).
В нарушение п. 3.13 Требований к теплым остановкам общественного транспорта на автомобильных дорогах общего пользования местного значения городского округа «город Якутск», утвержденных постановлением Окружной администрации г. Якутска от 11.01.2024 №1п, которым предусмотрена ежедневная уборка ТАО в утренние часы, отмечается ненадлежащее исполнение обязательств контрагентами по 5 договорам по уборке ТАО – часть ТАО не убиралась, уборка ТАО осуществлялись только по заявкам заказчика, уборка 3 раза в неделю, 1-2 раза в неделю.
В результате отмечается неудовлетворенность жителей ГО «г. Якутск» работой ТАО:
— существенно возросло количество обращений по ненадлежащему материально-техническому обеспечению остановок – с 45 ед. (2023 г.) до 109 ед. (2024 г.), значительно число жалоб по режиму работы теплых остановок – 76 ед. (2023 г.) и 61 ед. (2024 г.);
— по итогам социологического опроса больше всего проголосовавших отметили нахождение асоциальных личностей внутри ТАО (536 чел.), отсутствие расписания маршрутов автобусов (426 чел.), отсутствие кнопки вызова полиции (291 чел.), сломанные стены, двери, окна, полы в ТАО (276 чел.), тесноту (мало места) в ТАО (187 чел.), внутри ТАО холодно (162 человека), позднее открытие и раннее закрытие ТАО (142 человека).
Итоги проверки были направлены руководству города Якутска и Прокуратуре города Якутска, представления для принятия мер в муниципальные органы и учреждения.