Завершена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на исполнение Соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, созданию, техническому обслуживанию социальных объектов на территории городского округа «город Якутск» за 2019-2023 годы и текущий период 2024 года в том числе по 4 объектам
Завершена проверка законности и эффективности использования бюджетных средств, направленных на исполнение Соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, созданию, техническому обслуживанию социальных объектов на территории городского округа «город Якутск» за 2019-2023 годы и текущий период 2024 года в том числе по 4 объектам:
— «Детский сад на 315 мест в 203 микрорайоне города Якутска (Д-1)» (далее – Д-1), в здании расположено МБДОУ «ЦРР – Д/с №24 «Сардаана»;
— «Детский сад на 315 мест в 203 микрорайоне города Якутска (Д-3)» (далее – Д-3), в здании расположено МБДОУ Детский сад №23 «Цветик-семицветик»;
— «Детский сад № 30 на 200 мест по ул. Пионерская в квартале 2 «в» города Якутска» (далее – Д-30), в здании расположено МБДОУ Детский сад №30 «Малышок»;
— «Детский сад на 240 мест в селе Сырдах городского округа «город Якутск» (далее — Детсад Сырдах), в здании расположено МБДОУ Детский сад №4 «Айылгы» в с. Сырдах.
Ввод в эксплуатацию объектов в 2018-2019 годы:
— позволил увеличить охват детей дошкольными образовательными учреждениями от общей численности детей в возрасте от 1,5 года до 7 лет с 17637 чел. или 56,7% на 01.01.2018 до 20100 чел. или 65,3% на 01.01.2024;
— играет важную роль в обеспечении детей детскими садами, так 1595 детей посещают 4 садика (объекта) или 5,2% от общего количества детей в возрасте от 1,5 года до 7 лет по состоянию на 01.01.2024 (30796 детей), в разрезе округов:
- Губинский округ – 1065 детей или 28,8% (объекты Д-1, Д-3);
- Строительный округ – 260 детей или 4,9% (объект Д-30);
- Тулагино-Кильдямский наслег – 270 детей или 61,1% (Детсад Сырдах).
Общая сметная стоимость объектов составила 2 261 278,6 тыс. рублей (Д-1 — 615 511,3 тыс. рублей, Д-3 -666 938,2 тыс. рублей, Д-30 — 473 500,9 тыс. рублей, Детсад Сырдах — 505 328,2 тыс. рублей) в текущих ценах 4 квартала 2016 года и имеет положительное заключение государственной экспертизы.
Следует отметить, что стоимость создания 1 места дошкольной образовательной организации с применением механизма государственно-частного партнерства в среднем составила 2 106,6 тыс. рублей, что в 1,3 раза дороже, чем строительство объектов и в 1,5 раза выше стоимости создания 1 места путем выкупа объектов.
Данный факт позволяет сделать вывод о том, что реализация мероприятий по созданию дошкольных объектов на принципах механизма соглашений о ГЧП в ГО «город Якутск» наиболее затратный вариант.
Проверкой установлено:
- Недостаточный контроль со стороны Публичного партнера на всех этапах реализации Соглашения о ГЧП, следовательно, отсутствуют гарантии того, что частный партнер в лице аффилированных между собой ООО «Производственная фирма «ВИС» (Генподрядчик) и ООО «Газэнергомонтаж» (Заказчик) действительно надлежащим образом исполнили свои обязательства, так:
— рабочая группа по контролю за соответствием объектов Соглашения о ГЧП проектно-сметной документации, созданная по распоряжению Окружной администрации г. Якутска от 17.04.2017 №551р в проверяемый период фактически не работала. Распоряжением Окружной администрации города Якутска от 22.12.2022 №2848р образована рабочая группа в новом составе, однако документы о работе этой группы в 2023-2024 годах отсутствуют;
— в нарушение п. 2.1 Порядка работы рабочей группы по контролю за соответствием объектов Соглашения о государственно-частном партнерстве по проектированию, созданию и техническому сопровождению объектов дошкольного, общего и дополнительного образования и культуры в городском округе «город Якутск» Республики Саха (Якутия) проектно-сметной документации, утвержденного распоряжением Окружной администрации города Якутска от 13.06.2017 № 934р (в настоящее время с 19.12.2024 утратило силу), публичным партнером в лице городского округа «город Якутск» не осуществлен ежеквартальный контроль за исполнением частным партнером обязательств, предусмотренных Соглашением о ГЧП;
— в нарушение п. 3 распоряжения Окружной администрации города Якутска от 13.06.2017 № 934р Окружной администрацией города Якутска не составлены акты о результатах контроля и не размещены на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
— по акту приемки объекта строительства в 2018-2019 годы объекты сданы ООО «Производственная фирма «ВИС», приняты ООО «Газэнергомонтаж», при этом представители Публичного партнера в данной приемке не принимали участие. Данные лица являются аффилированными между собой лицами, так согласно данным сайта Федеральной налоговой службы участником обоих обществ является группа «ВИС» (Акционерное общество) ИНН 7728355650.
2.Нарушения и недостатки, в том числе:
2.1. риски нецелевого использования бюджетных средств в виде оплаты невыполненных работ (данные обстоятельства установлены по итогам контрольных осмотров, на момент проверки по актам КС-2 субсидия на возмещение части затрат ООО «ГЭМ» не выплачена), в том числе:
по разделу «Озеленение» по объекту Д-1 отсутствуют 13 шт. спиреи, 132 шт. смородины, 847,5м2 посева газонов; по объекту Д-3 отсутствуют 157 шт. спиреи, 1359 м2 посева газонов; по объекту Д-30 отсутствуют 87 шт. смородины, 59 шт. спиреи, 802,5 м2 посева газонов; по объекту Детсад Сырдах отсутствуют 72 шт. спиреи, 16 шт. берез, 22 шт. сосны, 5 184,7 м2 посева газонов (рис. 1, 2, 3 и 4).
Рис. 1. Спирея
Рис. 2. Смородина
Рис. 3. Сосна Рис. 4. Береза
по разделу «Маломобильные группы населения» по всем 4 объектам не выполнены работы (устройство лент сигнальных, установка информационных табличек по Брайлю, устройство плиток тактильных полиуретановых желтых, комбинированных тактильных индикаторов, кнопок вызова помощи, рис. 4.1.), что не соответствует требованиям ч. 1 статьи 12. Федерального закона от 30.12.2009 №384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений»;
Рис. 4.1.
по разделу «Управление инженерными системами при пожаре» по 3 объектам Д-3, Д-30 и Детсад Сырдах не выполнены работы по автоматизированному рабочему месту (АРМ) диспетчерского пункта, отсутствуют монитор, ИБП, системный блок, программное обеспечение, МФУ (рис. 5);
Рис. 5.
по разделу «Ограждение»:
— по объекту Д-1 «Декоративное ограждение» меньше на 89 п.м., «Спортивное ограждение» меньше на 2,7 п.м.;
— по объекту Д-3 «Ограждение внешнее» меньше на 26,15м, «Декоративное ограждение» меньше на 169,2 п.м. (рис. 6);
Рис. 6. По объекту Д-3 между периметровым ограждением и детскими площадками отсутствует «Декоративное ограждение» в количестве 169,2 п.м.
— по объекту Д-30 «Ограждение по периметру» меньше на 126,9м, при этом работы по заглублению периметрового ограждения в траншею (рис. 7) не выполнены, видны трубы основания ограждения (см. рис. 8), «Спортивное ограждение» меньше на 14,06 м, «Ограждение декоративное» меньше на 9,4 м;
Рис. 7. Согласно ПСД и актов КС-2 ограждение по периметру объектов Д-30 и Детсада Сырдах должно быть углублено в грунт, в траншею
Рис. 8. По объекту Д-30 работы по заглублению периметрового ограждения в траншею не выполнены, видны трубы основания ограждения (фото с ресурса «Яндекс Карта»);
— по объекту Детсад Сырдах количество «Столб металлический» ограждения периметрального меньше на 5 шт., «Столб ограждения» ограждения спортивного меньше на 15 шт., «Панель ограждения П-СШ» ограждения спортивного меньше на 42 шт., «Калитка распашная» ограждения спортивного меньше на 1 ед. При этом работы по заглублению периметрового ограждения (Рис. 7) в траншею не выполнены, видны трубы основания ограждения (рис. 9 и 9.1)
Рис. 9. По объекту Детсад Сырдах работы по заглублению периметрового ограждения в траншею не выполнены, видны трубы основания ограждения (фото с ресурса «Google Map»);
Рис. 9.1. По объекту Детсад Сырдах работы по заглублению периметрового ограждения в траншею не выполнены, видны трубы основания ограждения;
по разделу «Малые архитектурные формы» по объекту Д-30 отсутствуют 4 ед. «Блок для хранения игрушек Fusion 757», 2 шт. «Счеты на столбах» (рис. 10)
Рис. 10. Блок для хранения игрушек Fusion 757
по благоустройству территории:
по объекту Д-1 «Резиновое покрытие Мастерфайбр-Спорт» меньше на 8м2, «Камни бортовые: БВ 100.30.15 /бетон ВЗО (М400)» меньше на 30,1 п.м., «Декоративное ограждение» меньше на 89 п.м., «Спортивное ограждение» меньше на 2,7 п.м.;
по объекту Д-3 «Резино-полимерное покрытие РЕЗИПОЛ» меньше на 23,2м2, «Камни бортовые: БВ 100.30.15 /бетон ВЗО (М400)» меньше на 22,3 п.м.;
по разделам «Отделка входной группы» и «Заполнение дверных проемов»
по объекту Д-3 отсутствуют ковродержатели на входных группах, 18 шт. дверей противопожарных металлических ДПМ-01/60 размером 1000×2100 мм;
по объекту Д-30 отсутствуют ковродержатели на входных группах, 6 шт. дверей противопожарных металлических двупольных ДПМ-02/30, размером 2000×400 мм;
— по разделу «Система контроля и управления доступом» не выполнена установка комплекта оборудования (вызывная панель, видеодомофон, замок электромагнитный, доводчик) на входной калитке на территорию сада (рис.11 и 12). В итоге имеются признаки нарушения пп «а» п. 21 Требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства науки и высшего образования РФ и подведомственных ему организаций, объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства науки и высшего образования РФ, утвержденных постановлением Правительства РФ от 07.11.2019 №1421, так как созданы риски неправомерного проникновения на территорию объектов Д-1, Д-3, Д-30 и Детсада Сырдах, в том числе из-за непосредственной близости (20,3 м) от входной калитки Детсада Сырдах вино-водочного отдела продовольственного магазина №4 «Сырдах» ЯкутРайПО (рис. 13);
Рис. 11. Входная калитка на территорию сада Д-1 (МБДОУ «ЦРР – Д/с №24 «Сардаана»)
Рис. 12. Входная калитка на территорию сада Д-3 (МБДОУ Детский сад №23 «Цветик-семицветик»)
Рис. 13. Расстояние 20,3м от входной калитки Детсада Сырдах до вино-водочного отдела продовольственного магазина №4 «Сырдах» ЯкутРайПО
другие не выполненные работы по разделам «Система автоматической пожарной сигнализации», разделу «Системы телевизионного видеонаблюдения», «Оборудование сада», «Малые архитектурные формы», «Теплоснабжение приточных установок» и «Тепловые завесы», «Сантехнические приборы»
2.2. риски неэффективных расходов бюджетных средств в виде планируемого финансового обеспечения (возмещения) стоимости оборудования, которое отключено, не функционирует и не эксплуатируется по назначению, как это предусмотрено проектной документацией;
по разделу «Управление инженерными системами при пожаре» в объекте Д-1 приняты работы по оборудованию «IESCADA Диспетчерский пункт», который фактически не эксплуатируется в связи с не установкой программного обеспечения на ПЭВМ (АРМ) диспетчера в помещении охраны;
по объекту Д-1 приняты расходы по 10 ед. оборудования (стиральная машина, МФУ, верстак столярный, утюг, обдирочно-шлифовальный станок, токарный и точильный станки, ультразвуковые увлажнители воздуха), которое фактически не функционирует (сломаны, не используется и находится в коробке, в ремонте);
по объекту Д-3 приняты расходы по 44 ед. оборудования (персональные компьютеры, МФУ, телевизоры, шкафы сушильные для одежды, обдирочно-шлифовальный станок), которое фактически не функционирует (находятся в шкафу, не работают, находятся в подвальном помещении и не используются, находится в коробке);
по объекту Д-30 приняты расходы по 40 ед. оборудования (рыбочистка электрическая, электрополотенца, вакуумный гладильный стол, шкафы сушильные, музыкальный центр, телевизор), которые фактически не функционируют (не используется, демонтировано (снято), радиаторы ГВС не работают, на складе, сломаны, рис. 14);
Рис. 14.
По объекту Детсад Сырдах приняты расходы по 13 ед. оборудования (гладильный стол, музыкальные центры, деревообрабатывающий станок, акустические системы для музыкального зала, МФУ, мобильный гусеничный подъемник, облучатели-рециркуляторы воздуха ультрафиолетовые), которое фактически не используется
2.3. приняты работы на сумму не соответствующие проектной документации.
В объекте Д-1 по документам приняты 2 ед. ванны гидромассажные акриловые, прямые 1700×700 мм мощностью 0,9 кВт, фактически установлены обычные ванны без системы гидромассажа;
В объекте Д-1 по разделу «Система автоматической пожарной сигнализации» по документам принята рабочая станция с процессором «Core i7-8700», фактически установлена «i5-7500», которая по данным интернет ресурсов ниже в рейтинге производительности;
В объекте Д-3 принята рабочая станция с процессором «Core i5-4590», фактически установлена «Celeron G4900», которая по данным интернет ресурсов ниже в рейтинге производительности;
В связи с невыполнением Частным партнером вышеуказанных работ:
— имеются признаки нарушения Санитарных правил:
- п. 4. СанПиН 2.1.3684-21, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №3, расстояние от площадки ТБО (вне территории детсада) до ближайшей детской площадки объекта Д-1 составляет 13,8м, от площадки ТБО (вне территории детсада) до ближайшей детской площадки объекта Д-30 составляет 2,66м, должно быть не менее 20 метров;
- п.2.2.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20, утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, в виде отсутствия по периметру объектов Д-1, Д-3, Д-30 и Детсад Сырдах зеленых насаждений.
п.2.2.1 Санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28, в виде ненадлежащего наружного электрического освещения объектов — светильники уличного освещения находятся в не рабочем состоянии: Д-1 – 22 шт. или 73,3%, Д-3 – 26 шт. или 86,7%, Д-30 – 21 шт. или 95,4%, детсад Сырдах – 30 шт. или 90,9% (рис.15);
Рис. 15 Территория МБДОУ Детский сад №23 «Цветик-семицветик» (фото «Яндекс Карта» на 15.09.2021). Из 30 светильников наружного освещения 26 ед. не работают.
— в нарушение ст. 309 Гражданского кодекса РФ, п. 38 Технического регламента Евразийского экономического союза «О безопасности оборудования для детских игровых площадок» (ТР ЕАЭС 042/2017), принятого Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 17.05.2017 №21, 6.2.3 Соглашения о ГЧП ООО «ПФ «ВИС» осуществило работы, не соответствующие проектной документации:
- по акту ф. КС-2 от 21.12.2018 №25 установлены 5 ед. малых архитектурных форм (горка, качели балансирующие «Пингвин», качели балансирные малые), по которым не соблюдены зоны безопасности, тем самым не обеспечена безопасность детей (рис. 16);
- опоры освещения размещены непосредственно на территории детских площадок №1, 5, 7 (2 опоры), 14, 16, 17. В целях безопасности детей во время игры опоры освещения в нижней части сотрудниками детсада обернуты мягким материалом и скотчем (рис. 17).
Рис. 16. По объекту Д-3 не соблюдены зоны безопасности 5 ед. игрового оборудования
Рис. 17 По объекту Д-3 опоры освещения размещены непосредственно на территории детских площадок
По итогам проверки в 2022 году использования средств, выделенных в рамках исполнения Соглашения о ГЧП на строительство объекта «УДО Центр детского творчества Библиотека в 203 микрорайоне города Якутска» https://csp14.ru/deyatelnost/kontrolnaya-deyatelnost/2022/o-rezultatah-kontrolnogo-meropriyatiya-proverka-ispolzovaniya-sredstv-vydelennyh-v-ramkah-ispolneniya-soglasheniya-o-gosudarstvenno-chastnom-partnerstve-na-stroitelstvo-obekta-udo-czentr.html, информация ДГиТИ ОА г. Якутска об исполнении представления оказалась недостоверной, в нарушение распоряжения Окружной администрации города Якутска от 13.02.2023 №214р проверка вышеуказанного объекта ГЧП в 2023 году не проведена, соответственно, риски нецелевого использования бюджетных средств в виде оплаты невыполненных работ не устранены.
Итоги проверки были направлены руководству города Якутска и Прокуратуре города Якутска, представления для принятия мер в адрес Департамента градостроительства и транспортной инфраструктуры Окружной администрации города Якутска и Управления образования Окружной администрации города Якутска.